о.Крит. “Запутанная” история.
Не знаю, как сейчас, но у детей моего поколения одной из настольных книг была «Мифы Древней Греции». Мы практически ничего не знали про скандинавскую, индийскую и даже нашу, славянскую мифологию. Но, спроси любого ребенка про Геракла, и он без труда перечислил бы все двенадцать подвигов этого античного супермэна. Романтика благородных эллинов оказала влияние и на меня. Как же мне хотелось попасть в Грецию! Но умные люди меня заверили, что в современной Греции больше не ходят в туниках и не устраивают резню сватающихся к мнимой вдове женихов, и что многолетнее турецкое влияние достаточно сильно изменило облик родины Одиссея и Ясона. Спустя много лет, судьба подарила мне возможность составить собственное мнение о Греции, вернее, об одном из её легендарных островов – Крите (Κρήτη), на котором я прожила несколько месяцев. Любви с первого взгляда не получилось, но я это объясняю тем, что жила в маленькой деревушке, можно сказать «в полях», и не сразу воспользовалась возможностью познакомиться с удивительными местами, от древности которых захватывает дух.
Все помнят леденящую душу историю Астерия, более известного как Минотавр, пожирающего в своем лабиринте принесенных в жертву молодых знатных афинян. Так вот, занимался он этими бесчинствами на Крите, в подземельях Кносского дворца. До конца XIX века рассказы про этого бедолагу с бычьей головой, его приемного папашу царя Миноса и соплеменников были всего лишь слухами, легендами, гипотезами. И лишь благодаря сэру Артуру Эвансу, который рискнул поверить в правдивость античных мифов, удалось вновь открыть для всех, казалось бесследно исчезнувшую, минойскую культуру и легендарный Кносский дворец. На первый взгляд, останки некогда величественного дворца представляют собой нагромождение камней, среди которых то здесь, то там вспыхивают размалеванные яркими красками осколки античной архитектуры и декоративного искусства. Но, побродив среди этих руин и вдумчиво обозрев каждый уголок дворцового комплекса, понимаешь, насколько необычным и интересным он был во времена своего процветания. Обращает на себя внимание тот факт, что вы нигде не увидите даже признаков крепостных стен, башен или каких-либо других фортификационных сооружений, защищающих столь стратегически важное место. Уверенные в своей силе, успешности и покровительстве высших сил, эстеты минойцы жили в своё удовольствие, в гармонии с природой и окружающим миром. Мощный флот охранял подступы к острову, гарантируя мирную, безмятежную жизнь его обитателям. Сохранившиеся фрески, копии которых размещены на стенах дворца, умиляют своей изысканностью и жизнерадостностью. Стройные, атлетически сложенные молодые люди с длинными черными вьющимися волосами, волоокие, нарядно одетые девушки, ловкие акробаты, выбравшие в качестве трамплина для сложных прыжков спину огромного быка, мифические и реальные животные, цветущие сады – все это сюжеты красочных фресок, украшавших стены дворца. А стен было много… До наших дней сохранилось порядка трехсот помещений комплекса, это уже не мало. А теперь представьте, что их было около полутора тысяч. Будь в те дни «Книга рекордов Гиннесса», Кносский дворец стал бы рекордсменом, как самый большой жилой комплекс в мире. Даже спустя тысячелетия он продолжал поражать своей масштабностью. Говорят, сопровождавшие Артура Эванса англичане были поражены тем, что Кносский дворец превосходит по площади их родной Букингемский. Но не думайте, что Кносс представляет собой одно большое здание. На самом деле – это настоящий лабиринт комнат, залов, подсобных помещений, галерей, террас и площадей, который, словно живой организм, разрастался и развивался без определенного плана, а просто по мере роста населения и практической необходимости. Вероятно, именно благодаря такой бессистемной хаотичной застройке Кносский дворец и получил у древних греков репутацию лабиринта. Многоэтажный, по античным меркам, дворец насчитывал до пяти уровней. Из-за холмистого рельефа, часть помещений была словно высечена в горных массивах, в то время как на верхних уровнях сооружения были надстроены, с использованием каменных блоков. С самого высокого, пятого этажа, из царских покоев, в которые ведет широкая парадная лестница, открывается великолепная панорама острова. Несмотря на гениальную инженерную систему световых колодцев, пронизывающих все уровни дворца, нижние помещения оставались достаточно темными. Ну как не населить их каким-то страшным монстром? Многочисленные террасы, лестницы, галереи дворца поддерживались коренастыми мощными колоннами. Раскрашенные в темно-красный, черный или белый цвета колонны, одиноко возвышающиеся на руинах дворца, всего лишь каменные копии уничтоженных временем и стихиями кипарисовых колонн, неплохо служивших надежной опорой в сейсмически активном регионе. Представляя себе масштабы дворца, при взгляде на реконструированный археологами и историками тронный зал, появляется легкое чувство разочарования и обескураженности. Небольшая комнатка, рассчитанная на полтора десятка людей, опоясана каменными скамьями, расположенными вокруг маленького алебастрового трона, на котором и сидеть-то не очень удобно. Возможно, наше современное представление о том, как и где должен восседать первый человек государства, кардинально отличается от представлений античных жителей Крита. Тем не менее, этот трон носит весьма символическое значение. В античном мире легендарный правитель Крита царь Минос был известен как один из первых создателей закона и первых его блюстителей. Именно поэтому копии трона Миноса то и дело устанавливаются в различных судебных учреждениях, например в Международном суде ООН в Гааге. Так отголоски древнегреческих мифов дошли сквозь века до наших дней.
Если слава кносского лабиринта до сих пор будоражит умы наших современников и дворец стал хорошей приманкой для многочисленных туристов, то другая мрачная страница критской истории не столь известна, хотя и произошла всего 80 лет назад. Мало кто знает, что на Крите есть еще лабиринты, в которых происходили не менее трагические события, чем в Кноссе. Успешно завершив операцию «Меркурий» в мае 1941 года, на острове закрепились немецкие части. Было бы неразумно обустраивать штабы, склады боеприпасов и казармы на земле со столь скудной растительностью, ведь все важные объекты были бы видны неприятельским бомбардировщикам как на ладони. Зато гористая местность и наличие неограниченного количества рабочей силы, набираемой из местных жителей, как нельзя лучше способствовали созданию многокилометровых подземных бункеров-лабиринтов. Сама природа помогала замаскировать среди камней и оливковых деревьев вход в подземные убежища, многие из которых остаются неисследованными до сих пор. Но, кроме естественной маскировки, немцы использовали хитрый ход, располагая бункеры в непосредственной близости от какой-либо церкви или монастыря, в расчёте на то, что союзнические войска не будут бомбить культовые сооружения. Ярким тому примером служит бункер, вход в который расположен рядом с церковью Агиос Диминтирос, что вблизи Ханьи (Χανιά). Сейчас в бункере расположен исторический музей, в котором собраны оставшиеся со времен войны артефакты и множество фотографий, свидетельствующих о тяжелых годах оккупации острова. Но, несмотря на тщательно собранную коллекцию и попытку воссоздать соответствующую атмосферу, музей не производит того впечатления, которое оставляют заброшенные малоизведанные бункеры. Один из них укрылся недалеко от деревни Коккино Хорио (Κόκκινο Χωριό). Отправляясь туда, обзаведитесь хорошим фонариком и, на всякий случай, нитью Ариадны. Если вам повезет, по вырытым тоннелям вы выберетесь к одному из дотов, из которого отлично просматривается северная часть острова. Ну, а если вы не обладаете способностями к ориентированию на местности, то блукать вам по сырым и темным коридорам заброшенного лабиринта… И уж конечно не стоит исследовать безлюдные катакомбы в одиночестве. Летом 2019 года в одном из заброшенных бункеров было найдено тело пропавшей ранее американской ученой, приехавшей на Крит для участия в конференци. На её теле были обнаружены множественные колотые раны и следы удушения. Полиция недоумевает, кто и с какой целью мог совершить подобное преступление на вполне безопасном и зачищенном от криминальных элементов острове. Пока правоохранители не найдут настоящего убийцу, будут шириться слухи о происках призраков, наводнивших заброшенные бункеры.