Марракеш. Земля Бога.

Тот, кто однажды увидел освещённую восходящим солнцем Красную крепость, пылающую на фоне заснеженных пиков Сьерра-Невады, никогда не забудет этого великолепного зрелища. Но, какой бы прекрасной и неповторимой не казалась гранадская Альгамбра, стоит лишь переплыть через Средиземное море и углубиться в одно из северо-африканских королевств, как перед взором предстаёт её брат-близнец – светящийся охрой город, обрамлённый величественными снежными Атласскими горами. «Земля Бога», так тысячу лет назад назвали благословенный Марракеш (Marrakesh) его создатели – берберский вождь племени лемтунов Абу Бакар ибн Умар и его сподвижник, эмир династии Альморавидов Юсуф ибн Ташфин. Уже само название города свидетельствует о том, насколько роскошной и величественной была столица простиравшегося от песков Сахары до Лисcабона и Балеарских островов государства Альморавидов. Слава Красного города гремела на весь мусульманский мир, а его именем стали называть земли Магриба.

С давних времён Марракеш называют сердцем Марокко. Несмотря на то, что на протяжение столетий город то утрачивал, то вновь приобретал столичный статус, биение его пульса ни на мгновение не прерывалось. Словно живо струящаяся по телу кровь, по улицам старинной медины течёт бойкая торговая жизнь. Узкие улочки средневековой медины в буквальном смысле завалены разнообразными товарами, многие из которых не поменяли своего облика со времён основания города. Как и в давние времена, торговцы коврами развешивают тканые вручную яркие килимы прямо на стенах домов. Пёстрая мозаичная картина остроносых бабушей (местных тапочек с характерными заломленными задниками) и благородное тусклое сияние латунных светильников, украшенная арабской вязью керамика и громоздящиеся, подобно египетским гробницам, пирамиды специй – всё это из века в век предстаёт перед глазами посетителей старой части Марракеша. Но вся эта мишура меркнет по сравнению с настоящими сокровищами, скрытыми за скромными стенами старинных купеческих домов – риадов. Античная римская вилла нашла своё воплощение в архитектурных фантазиях берберских и арабских зодчих, создавших чарующие сады (так с арабского переводится слово «риад»). Изысканно украшенный центральный дворик-сад, подобно римскому атриуму, окружался постройками с высокими стенами, охранявшими интимность марракешского дома и создававшими столь желанную прохладу. До того, как превратиться в бутик-отели и рестораны, просторные риады Марракеша служили обителью больших семей, где под одним кровом, зачастую, жило два-три поколения. Если архитектурной основой риада был римский дом, то прообразом сада неизменно оставался дарящий воду и тень оазис, к которому всей душой и телом стремятся замученные пустыней путники. Утопающее в зелени патио, с витающим в нём нежным ароматом флёрдоранжа и жасмина, немыслимо без ласкающего слух журчания воды. Фонтаны и бассейны риадов выложены знаменитой мозаичной плиткой зелидж, ставшей визитной карточкой средневекового мавританского декоративного искусства. К счастью, технология изготовления зелиджа не утрачена, и в наши дни можно посетить шумную и пыльную мастерскую по изготовлению плитки. Делаются изразцы исключительно вручную. Начинается процесс с изготовления «болванки» – глиняной плитки, покрытой краской одного цвета: черного, белого, зелёного, красного, синего или жёлтого. Так же плитка покрывается прозрачной эмалью, создающей глянцевый блеск. А дальше мастера демонстрируют почти ювелирное искусство раскалывания плитки на мелкие кусочки в форме прямоугольников, ромбов, звезд, многогранников, переплетённых полосок и других геометрических фигур. Для этой кропотливой работы они используют лишь миниатюрную наковальню, представляющую собой металлический брус, зажатый между каменными блоками под углом 45°, и острый молоток, который, при своей массивности на удивление аккуратно отсекает ненужные куски плитки. Готовые разноцветные детали мозаики мастера выкладывают в определённый мотив. Причём кусочки кладутся цветной стороной вниз, так что художник не видит создаваемого узора и должен полагаться на свою внимательность и память при подборе деталей. Выложенную мозаику заливают цементным раствором, создавая новую цельную плитку. Благодаря тому, что детали мозаики достаточно мелкие, всего несколько сантиметров, мастера могут создать плитку любой конфигурации. Полюбоваться невероятным разнообразием орнаментов и мотивов плитки зелидж можно не только остановившись в одном из гостевых домов или поднявшись на террасу одной из кофеен старой медины, но и посетив сказочный дворец Бахия (Palais de la Bahia).

Старинным этот дворец можно назвать условно, ведь его строительство велось всего полтора столетия назад. Начало созданию некогда самого великолепного дворца Марракеша положил отпрыск семьи темнокожих невольников. Благодаря то ли своим незаурядным способностям, то ли неимоверной хитрости и коварности, Си Мусса поднялся по карьерной лестнице и стал главным визирем марокканского султана. Вместе с властью пришли и несметные богатства, которые новоиспечённый госслужащий не преминул инвестировать в покупку самой дорогой недвижимости – земли в центральном районе Марракеша. Так за несколько лет Си Мусса построил северную часть дворца Бахия. По следам своего отца пошёл сын визиря Ба Ахмед, став не просто советником при юном шестнадцатилетнем султане, но фактически взяв власть в стране в свои руки. Недостроенный отцом дворец Ба Ахмед решил завершить, преподнеся его в качестве подарка своей любимой жене. Её имя, которое в переводе с арабского означает «бриллиант», и дало название дворцу. Раз Ба Ахмед лишь формально не назывался султаном, а по факту правил страной, то и дворец должен был соответствовать его положению. Для строительства и отделки Бахии использовались самые дорогостоящие местные и заморские материалы: каррарский мрамор, кедр из Атласских гор, изразцы из северного Тетуана, иранское витражное стекло. К сожалению, судить о роскоши используемых во дворце текстиля, мебели и декоративных украшений мы не можем, потому что еще сто лет назад, после смерти Ба Ахмеда, дворец из зависти был разграблен по приказу того самого султана, чьим визирем и регентом был хозяин Бахии. Но даже без внутреннего убранства «Бриллиант» впечатляет своей красотой, достойной воспевания лучшими восточными поэтами. К слову, не только любимая жена, но и остальные три жены и двадцать четыре наложницы визиря со всеми их отпрысками также получили свою долю пространства во дворце, состоящем из полутора сотен комнат. Затянувшееся строительство и постоянное расширение территории дворца обусловили его планировку, напоминающую скорее лабиринт, нежели лаконичное жилое строение. Зато благодаря специфичности планировки дамы из гарема могли с лёгкостью избегать общества друг друга, а Ба Ахмед – устраиваемых ему сцен ревности, ведь никто из жен и наложниц не знал, с кем именно их муж и повелитель провёл очередную ночь. Время от времени обитательницы гарема традиционно собирались по особому случаю, предшествовавшему свадьбе одной из дочерей визиря. На этот «девичник» мужчины, само собой, не допускались, даже евнухи. Дело в том, что сутью этого мероприятия было передать неопытной девушке навыки, которые ей пригодятся во время первой брачной ночи. Делалось это по-восточному изысканно, в аутентичном марокканском танце шикхат, который исполняли для невесты старшие, умудрённые опытом женщины. Одетые в длинные платья-туники и обвитые поясом с бахромой танцовщицы приобщались к древним магическим берберским ритуалам, помогавшим женщине сохранить жизнетворную силу, энергию и красоту. Этот энергичный ритуальный танец, в котором танцовщицы активно двигают бёдрами, отличается от размеренного и соблазняющего танца живота, предназначенного для услады мужских глаз, но наблюдать за шикхатом не менее увлекательно, а участвовать не менее полезно для здоровья. К счастью, более раскрепощённые современные марокканки делятся своим мастерством на специальных курсах и демонстрируют национальный танец в развлекательных шоу.

Но если берберские танцы кажутся вам не слишком экзотичными, можно попробовать пощекотать себе нервы, наблюдая вблизи за мерным танцем смертоносной кобры. Сделать это можно на знаменитой на всю Африку площади Джемаа эль-Фна (Jemaa el-Fna). Чего только не происходит на самой большой площади чёрного континента. Здесь торгуют всем, чем ваша душа пожелает, поят свежевыжатым апельсиновым соком и приторным мятным чаем, кормят ароматным тажином и восточными сладостями, поют и танцуют, гадают и раскрашивают руки хной, попрошайничают и воруют, лечат народными средствами и вырывают зубы, рассказывают истории и играют на народных инструментах, дрессируют обезьянок и заклинают змей… Слава богу, хоть перестали рубить головы, а то в давние времена на этой площади занимались «головотяпством», вывешивая на утыканных гвоздями стенах и воротах иногда до пятидесяти голов в день. Говорят, что прежде чем повесить это сомнительное «украшение», головы отдавались на засолку жителям соседнего еврейского квартала Меллах. Кстати, один из вариантов названия площади звучит как «Собрание мёртвых». Ну а менее мрачно настроенные исследователи утверждают, что слово «джемаа» означает не только «собрание», но и «мечеть», а «фна» можно перевести с арабского не только как «смерть», но и как «открытое пространство». Один из хроникёров XVII века отмечал, что марокканский властитель начал возведение на центральной площади Марракеша храма Джемаа эль-Хна, что означало «Мечеть спокойствия», но проект был заброшен и народная молва нарекла руины Джемой эль-Фна, что можно перевести как «Мечеть разрушения». Как видите, тонкости арабского языка позволяют варьировать название площади в зависимости от предпочтений интерпретатора. С наступлением сумерек площадь превращается из торговой точки в огромный ресторан под открытым небом. Где ещё как ни здесь попробовать знаменитое северо-африканское блюдо – благоухающий тажин. Следует отметить, что марокканский вариант кардинально отличается от алжирского или тунисского. В Марокко – это особое, праздничное блюдо, над которым хозяйка будет колдовать чуть ли не полдня. Представьте себе, как на потрескивающих углях стоит волшебный глиняный горшочек, с высокой конусообразной крышкой. Его название и дало имя блюду. Внутри него в течение нескольких часов происходит чудо превращения сырых овощей и маринованной баранины в нежнейшее сочное яство и всё благодаря тому, что конденсирующийся под высокой крышкой обогащенный ароматами специй пар снова и снова стекает на поверхность томящегося содержимого горшка. Среди обязательных ингредиентов марокканского варианта этого блюда должны быть изюм, корица, светлый мёд и орехи. Выбор остальных специй, овощей и «мяса», в качестве которого иногда могут выступать курица, рыба или морепродукты, остаётся на усмотрение повара. Кстати, приготовить тажин можно и в духовке, так что не забудьте привезти из Марракеша специальный горшочек. Главное убедиться, что он настоящий и предназначен именно для кухни, а не декоративный, созданный для придания интерьеру атмосферы Востока.