Львов. Город, овеянный ароматом рождественского кофе.
Выйдя на улицу, я ощутила на лице лёгкие морозные прикосновения снежинок. Открывшаяся дверь соседней кофейни выпустила на волю волшебный аромат, заставивший застыть на месте и наслаждаться им, пока последние нотки благоухающего кофе не растворились в воздухе. Дальний звон трамвая, цокот конских копыт о старинную мостовую, мелодичный бой часов городской ратуши и весёлый людской гомон создают музыку нарядно украшенного к празднику города. Стародавняя городская площадь покрылась деревянными домиками, каждый из которых можно назвать маленькой сокровищницей, полной рождественских чудес. Вы думаете, что я перенеслась в Прагу или Вену, Лондон или Стокгольм? Нет, друзья, я гуляю по сказочному Львову.
Средневековый город Льва (Львiв), как и большинство его европейских собратьев, пережил бурную историю, в ходе которой над ним реяли флаги разных государств и империй. Драматические перипетии перехода города от галицко-волынских князей к полякам и австро-венграми напоминают о себе на каждом шагу, стоит только взглянуть на удивительную архитектуру или открыть меню львовских ресторанов, где среди вкусностей галицкой кухни найдутся чешские кнедли, польский салат мизерия и австрийский штрудель. Хотя символом города служит величественный царь зверей, его эмблемой был выбран логотип с пятью примечательными башнями города, глядя на которые поражаешься мультикультурности Львова. Здесь изображены ренессансная колокольня Армянского собора, в который стекались на службу семьи купцов армянской диаспоры; башня греческого мецената Корнякта, с которой звонят колокола православной Успенской церкви; по центру логотипа высится башня городской Ратуши, выполненной в стиле австрийского классицизма; рядом с ней – башня греко-католического Бернардинского монастыря, символизирующего симбиоз католической организации и православного обряда, а также барочная башня Латинской катедры, так львовяне называют католический Кафедральный Собор Успения Пресвятой Девы Марии. Особенно ярко этот уникальный калейдоскоп культур переливается всеми красками в дни рождественских праздников, когда несмотря на канонические различия, а то и вовсе на отсутствие религиозных предпочтений, жители и гости города вместе выходят на весёлые гуляния, посвящённые дню рождения Иисуса из Назарета и встрече Нового года.
Начинается праздничная суета с открытия в начале декабря колоритной рождественской ярмарки, чьи нарядно украшенные павильоны словно по мановению волшебной палочки вырастают на старинной площади Рынок и проспекте Свободы. Если мои читательницы вспомнят свой самый долгий шоппинг-день, то уверяю их, что он был лишь мигом, по сравнению с теми часами, которые можно провести на шумном, искрящемся, согревающем и ароматном рождественском базаре. Глаза разбегаются от разнообразия сувениров: здесь и изящные ёлочные игрушки, неимоверно тёплые, словно связанные руками любящей бабушки, рукавички и платки из шерсти карпатских овечек, богато украшенные вышивкой жилетки из овчины, ожерелья из кораллов, бисера и натуральных камней, творения умельцев гончарного, стекольного, кузнечного, деревянного и кожевенного ремёсел, изделия изо льна и такие модные нынче в Европе вышиванки. Не удивляйтесь, если наряду с традиционными украинскими сувенирами вы увидите на прилавках домиков керосиновые лампы разных форм и размеров, от самых простых до изысканно украшенных замысловатыми узорами. Эти фонарики, так уютно горящие в зимней ночи, стали одним из символов Львова. Два львовских «алхимика» Ян Зег и Игнатий Лукасевич, успешно маскировавшихся под аптекарей-фармацевтов и экспериментаторов с нефтью, впервые совершили магический ритуал превращения керосина в яркий свет, а их друг Адам Братковский создал дизайн изящной лампы. К сожалению, многие открытия и изобретения становятся известными под именем популяризаторов, а никак не создателей. Вспомним ту же «Лампочку Ильича», которую за полвека до начала «электрификации всей страны» разработал Александр Лодыгин… Так придуманная львовянами керосинка стала известна во всём мире как «Венская лампа», поскольку именно столица Австро-Венгерской империи массово засияла керосиновым светом, разлившимся затем по всему миру.
Но вернёмся на рождественскую ярмарку, где есть не только на что поглазеть, но и отведать. Озябшие на морозе посетители толпятся возле домиков, источающих зазывающий аромат сдобренного специями рождественского кофе, горячего шоколада, глинтвейна, дымящихся вареников и пампушек, подрумяненных на гриле колбасок и укрытых глазурью печёных яблок. Среди всего этого гастрономического буйства привлекает внимание напиток, который никак не ожидаешь увидеть во время зимней стужи – пиво. Но, приглядевшись и принюхавшись, понимаешь, что выпив приготовленный особым способом хмельной напиток точно не даст замёрзнуть. Рецепт его успеха прост, как всё гениальное. Насыщенный сладковатый львовский «Портер» нужно подогреть и, постоянно помешивая, добавить в него мёд, цедру лимона и корицу. Вспенившееся пиво снять с огня, разлить по украшенным сахаром стаканам и, пригубив душистое согревающее питие, ощутить как по всему телу растекается тепло, а душа наполняется праздником. Впрочем, отведать горячее пиво можно не только на ярмарке, но и в многочисленных барах, например, в таинственном и романтическом пабе-ресторане «Хмельной дом Роберта Домса». Хотя это заведение открылось не так давно, в нём витает дух старины, ведь расположен ресторан в кладовых легендарной Львовской пивоварни, основанной три столетия назад. Во время рождественских праздников компанию посетителям «Хмельного дома» составляют музыканты, съехавшиеся на пользующийся неимоверной популярностью фестиваль современной этномузыки «Рок-Коляда».
Тем же, кто предпочитает «классику» рождественских и новогодних песнопений даже не нужно никуда ходить, потому что по всему городу разгуливают ряженые артисты вертепов, приветствуя публику праздничными колядками и щедривками. Это яркое действо, история которого уходит корнями в языческие времена, когда-то можно было наблюдать по всей славянской земле. В наши дни, пожалуй, только жители Карпат столь ревностно сохраняют древнюю традицию колядования, превратив её в уникальное мероприятие, поглазеть на которое съезжаются туристы со всего мира. История колядования началась с языческого праздника, выпадавшего аккурат на день зимнего солнцестояния, когда люди поздравляли друг друга с рождением Божича – нового Солнца, которого принесла в мир богиня Коляда. Как вы понимаете, показать в телефоне фотографию новорождённого вряд ли кто-то мог в те дни, поэтому оставалось создавать его символический портрет, с которым колядующие ходили от дома к дому и в музыкально-театральной форме передавали радостную новость, заодно желая хозяевам благополучия и процветания. Пришедшие на смену языческим волхвам христианские служители культа не стали ломать через колено сложившиеся вековые традиции, а просто внесли небольшие поправки. Так, вместо Божича они предложили славить в колядах (более каноничных церковных песнопениях, отличающихся от колядок, посвящённых жизненным перипетиям простых смертных) рождение младенца Иисуса, а изображение солнечного диска превратили в восьмиконечную Вифлеемскую звезду, которую с такой торжественностью держат в своих руках звездоносцы. Издавна её старались украсить лентами, кисточками, картинками на библейские сюжеты и узорами; в её центр вставляли свечу. Памятуя о солнцевороте, звезду делали вращающейся вокруг своей оси. Во время древнего магического ритуала колядования его участники выряжались в шкуры животных и надевали маски, изображая зверушек и почивших предков, чьи духи посещали мир живых на зимний праздник. Со временем в вертепах, изображающих сценки из жизни Христа, духи превратились в библейских персонажей: святого Николая, ангелов, царя Ирода, волхвов Бальтасара, Мельхиора и Гаспара. Козочки и медведи тоже остались, но они предстают в бытовых сценках, разыгрываемых артистами праздничного вертепа на потеху публике.
Если вы последуете примеру многих путешественников и окунётесь в праздничную суету зимнего Львова, я уверена, что вы не сможете устоять от соблазна возвращаться в этот атмосферный город снова и снова. Хороших вам праздников и хай щастить!