Тонга. Острова, попавшиеся на удочку.

Вот уже в третий раз украшением церемонии открытия Олимпийских игр становится спортсмен с ломающим язык именем Пита Тауфатофуа. Этот статный красавец с белоснежной улыбкой, гордо несущий флаг своей родины, предстаёт перед зрителями в весьма экзотическом виде. Обнажённый мускулистый торс покрывает глянец кокосового масла, на бёдрах колышется юбка с повязанной поверх традиционной циновкой таовала, на ногах – лёгкие сандалии. На прошлой церемонии Питу не смущало то, что температура воздуха соответствовала стандартам зимней Олимпиады, ведь его всегда греет любовь к тропическому королевству Тонга (Puleʻanga Fakatuʻiʻo Tonga), откуда он родом.

Рассыпанные в водах Тихого океана острова этого маленького полинезийского государства с трудом поддаются точному подсчёту. Радость от появления нового кусочка архипелага вполне может омрачиться горечью утраты другого, и дело здесь не в территориальных конфликтах с соседями, как может показаться на первый взгляд. Территория Тонга прирастает и сжимается в силу активности подводных вулканов, мощных ветров и океанских вод. Посему скажем обтекаемо, что архипелаг насчитывает порядка ста семидесяти «с хвостиком» островов, представляющих собой горные хребты из застывшей лавы и посыпанные плодородным слоем пепла коралловые нагромождения. Говорят, когда-то их выловил из океана бог Мауи, использовав подаренный стариком Тонга волшебный крючок. Дальнейшая судьба этих выныривающих из воды кусочков суши не менее любопытна, чем их волшебное происхождение. Например, два пыхтящих гиганта Као (Kao) и Тофуа (Tofua) настолько тяжелы, что потихоньку уходят всё глубже в пучину, продавливая и искривляя морское дно. Так они «тянут» за собой более лёгкие коралловые острова, накреняя их и обнажая создаваемые тысячелетиями силами воды причудливые террасы и обрывы, испещрённые туннелями, ущельями и отверстиями. Так, на острове Тонгатапу (Tongatapu) пробивающееся сквозь сотни вертикальных каналов бурное море выбрасывает в воздух мощные двадцатиметровые фонтаны, создавая невероятный водный аттракцион «Свист вождя». Так поэтично местные жители назвали это весьма шумное явление природы.

Выудив из океанских вод острова, боги из семейства Тангалоа решили заселить новые земли людьми. Первые обитатели появились из личинок. А вот следующие поколения возникли благодаря романтико-драматической истории. Как это частенько случалось в давние времена, один из богов решил почтить своим присутствием покои земной красавицы. В результате регулярных визитов на свет появился малыш, которого назвали Ахоэйту. Сделав дело, его божественный папенька удалился на небеса и больше не объявлялся. Повзрослев, Ахоэйту стал интересоваться своей родословной и, узнав от матери правду, отправился на небо по росшему на острове гигантскому дереву тоа. Там он повстречал отца, а заодно познакомился на свою голову со сводными братьями, которые так невзлюбили уроженца земного мира, что решили его прибить. Воскресив сына, бог Тангалоа Эйтуматупуа отправил его восвояси, сделав первым правителем божественного происхождения и основателем касты вождей туи тонга. Кстати, сводные братцы с семьями тоже были отправлены на острова архипелага Тонга дабы прислуживать новоиспечённому повелителю и улучшать демографическое положение государства. Много воды утекло с тех пор, а властные кланы дважды успели смениться. Божественных правителей постепенно заменили их «визири», а тех, в свою очередь, сместили военные, в числе которых был Джордж Тупоу I – основатель ныне правящей королевской династии. В середине XIX века из Новой Зеландии в столичную Нукуалофу (Nukuʻalofa) прибыли струганные деревяшки, которым суждено было стать гордостью и красой Тонги – главной резиденцией монарха и его семьи. Для строительства дворца в ход пошли гиганты каури – вечнозелёные доисторические деревья, чья крона шумит на высоте от тридцати до пятидесяти метров. Удивительным образом необъятные массивные стволы превратились в элегантный двухэтажный особняк, окружённый изящными  воздушными галереями и украшенный кружевной деревянной резьбой. Белоснежные стены в сочетании с ярко-красной черепицей, покрывающей крутые скаты крыш, придают дворцу нарядный и немного сказочный вид. Так в единственном на просторах Океании королевстве появился единственный в мире деревянный дворец, который местные жители с уважением и любовью, используя аллегории, называют «священный пляж», «дом за оградой» или «против северного ветра». На местном языке эти названия звучат несколько лаконичней, например, Фанга-тапу или Хангай Токелау. Полюбоваться внутренним убранством монаршей резиденции можно, если вам повезёт оказаться в составе какой-нибудь приглашённой на приём иностранной делегации, да на немногочисленных фотографиях. Врочем, современные монархи всё чаще проявляют тенденцию к сближению с народом и иногда приоткрывают двери своих дворцов с целью привлечения туристов. Возможно, примеру коллег по короне последует и Джордж Тупоу V, нынешний король Тонги.

Если об истории строительства старинного особняка в викторианском стиле можно найти достаточно свидетельств, то о том, кто соорудил другой объект, которым славится столичный остров Тонгатапу, остаётся для всех тайной за семью печатями. Хаамонга а Мауи (Haʻamonga ʻa Maui) – это полинезийский стоунхендж, воздвигнутый намного позже своего британского собрата, но имеющий не менее загадочное происхождение и назначение. Местная легенда гласит о неутомимом Мауи, который оказался вдохновителем создания своеобразного портала, установленного на севере Тонгатапу. Когда бог был занят выуживанием островов из океанских вод, на его плечи всей своей тяжестью давило усеянное звёздами небо. Не добавляли небесному своду лёгкости Луна и Млечный путь. В память об этом легендарном событии жители Тонги не поленились отправиться за сотни миль на рифовые острова Увеа, чтобы привезти оттуда на огромных грузовых лодках три массивных блока из кораллового известняка. Они водрузили их на своей родине в форме буквы «п», назвав эту конструкцию «Бремя бога Мауи». Хотя небосклон весит несравнимо больше, чем многотонные блоки, ну так и люди несопоставимо слабее любого даже самого захудалого божка. Впрочем, это лишь одна из версий происхождения трилита. Кто-то считает, что он дело рук самого Мауи, которому несложно поставить гигантские ворота или метнуть в пожирающую людей огромную птицу девятиметровые каменные валуны, появление которых в центре острова по-научному настроенные скептики объясняют весьма прозаично: «чего только частые в тех краях цунами не закинут на сушу». Но вернёмся к Хаамонга а Мауи. Если верящие в легенды жители Тонги не сомневались в божественном происхождении трилита, то дотошные исследователи выдвигали разные версии его строительства и назначения. Дольмен объявлялся воротами в старинный разрушенный храм или заброшенные королевские угодья; символом единения некогда враждовавших сыновей одного из тонгийских вождей, правящего в XIII веке; основанием королевского трона и так далее. Монаршим волеизъявлением точку в истории происхождения трилита решил поставить отец нынешнего властителя Тауфаахау Тупоу IV. В ходе проведённых исследований были обнаружены небольшие зарубки в форме буквы «w». На поверку оказалось, что первые солнечные лучи самого короткого дня в году (в Южном полушарии это 22 июня) попадают на этот начертанный на камне знак. Более того, высота и расположение дольмена позволяют наблюдать за сезонными и ежедневными изменениями положения Солнца, а также линии моря. Впрочем, даже если догадки исследователей об астрономическом назначении трилита верны, кто возьмётся с полной уверенностью утверждать, что бог Мауи не мог построить для людей небольшую по его меркам обсерваторию…

Если вас смущает сверхъестественное происхождение тонгийских строений, то сам вид архипелага точно навевает мысли о райских кущах, созданных богами ради услады. Слепящие белизной своего песка пляжи окольцовывают утопающие в зелени кокосовых пальм острова. Переливающиеся бирюзой прозрачные прибрежные воды хранят несметные сокровища морского царства. Стоит лишь воспользоваться нехитрым снаряжением для сноркелинга и взору предстают словно посыпанные золотой пылью коралловые рощи, в гущах которых мелькают аквамариновые, изумрудные и рубиновые рыбки. Нескончаемые лабиринты пещер и туннелей напоминают причудливо украшенные залы огромного затонувшего дворца, служащего теперь резиденцией морским обитателям. Отважившимся заплыть подальше и поглубже предоставится удивительная возможность оказаться в компании горбатых китов, приплывающих из Антарктики к группе островов Вавау, тёплые воды которых идеально подходят для романтических свиданий и взращивания появившихся в их результате малышей.