Теруньян. В гостях у мертвецов.

 

(Статья написана для журнала “Стиль жизни Absolute” “56, лето 2019. Стр. 44-47)

 

 

В одном из заповедных уголков Бали притаилось окутанное туманом озеро Батур. Время от времени его гладь разрезают остроносые лодки, везущие мрачный груз. Так, по водам глубокого озера жители деревни Теруньян отправляются в последний путь, на место своего необычного погребения. Самобытность местного кладбища, вход на которое украшает табличка «Добро пожаловать» и настоящий человеческий череп, привлекает немногочисленных путешественников, ищущих острых ощущений.

Говорят, если хотите познакомиться с коренными жителями Бали, а не пришельцами с других островов, нужно отправиться в одну из деревень народа бали-ага. Его обычаи и жизненный уклад не подверглись влиянию индуизма, привнесенного переселенцами с соседнего острова Ява. У голландских колонизаторов тоже руки не дошли до окультуривания диких и осторожничающих жителей отдаленных уголков Бали. Одна из таких самобытных деревень народа бали-ага – Теруньян, раскинувшаяся на берегах озера Батур, насчитывает тысячелетнюю историю. Название этого поселения происходит от двух слов: «тару» (дерево) и «меньян» (хороший запах). Говорят, поселение возникло вокруг источающего чарующее благоухание тысячелетнего дерева – баньян. Его раскидистая крона настолько массивна, что ее хватило бы на несколько деревьев. Воздушные корни ароматного дерева, свисающие с его могучих ветвей, вросли в землю, создав иллюзию колоннады древнего храма. У подножия старинного дерева расположилась мрачная и, в то же время, умиротворяющая «Деревня мертвых».
Предки народа бали-ага с незапамятных времен слыли анимистами, то есть верили в то, что абсолютно всё в окружающем мире имеет душу или является вместилищем духов. Эти невидимые, но вездесущие сожители строго регулируют жизнь балийцев, от рождения и до самой смерти. Чтобы не гневить духа близлежащего вулкана, народ бали-ага не решается зажигать огонь для кремации своих покойников, как это делают по всему острову. Вместо этого они укладывают ушедших в мир иной близких в бамбуковые шалаши под ароматным деревом. Этой чести удостаиваются жители деревни, вступившие в своё время в брак и умершие естественной смертью, завершив тем самым свой жизненный цикл. Те же, кто не успел вкусить все прелести брака или умер от болезни или увечий, хоронятся без изысков в обычных могилах.
По легенде, один из балийских королей уловил чудесный запах, которым веяло с Востока. Видимо, у короля не было недостатка в наследниках, поскольку он решил отправить аж четверых своих детей на поиски источника аромата, дабы удовлетворить свое любопытство. По дороге трое из молодых людей решили прекратить поиски. Первой сдалась принцесса. Как истинная леди благородных кровей она заявила, что просто устала и не может продолжать путь. У второго принца взыграли эстетические чувства – он не смог оторваться от пения птиц и предпочел чудесные звуки необычному аромату. Третий принц встретил свою вторую половинку. Все трое основали поселения на месте, где прервался их путь. Так или иначе, до чудо-дерева дошел только один принц. На месте, где раскинулось ароматное дерево, его ждал приятный бонус – красивая юная девушка из местной деревни, чьё имя звучало как Тару Меньян, то есть «ароматное дерево». Она-то и стала избранницей королевского сына к неизбывной радости местных жителей. Дабы отвадить от благоухающего дерева других любопытствующих, принц не придумал ничего лучшего, как «складировать» под ним умерших жителей деревни.
Другая легенда гласит о том, что король с острова Ява почувствовал благоухание, долетавшее с соседнего острова Бали. Он проявил больше отеческих чувств, чем его «коллега» и отправил в опасное путешествие не своих детей, а слугу. Когда тот добрался до дерева, невообразимый по сладости аромат сильно его впечатлил. Слуга решил не только  не возвращаться к своему правителю, но и скрыть ото всех чудесное дерево. Ну а как еще можно замаскировать приятный запах? – нужно перебить его чем-то отталкивающим. Так слуга раздобыл где-то мертвое тело и положил его под дерево.

Какая из легенд близка к правде – сказать трудно, но многолетняя традиция оставлять покойников под деревом блюдется до наших дней.В обряде захоронения участвуют только мужчины. Если женщина ступит на землю под священным деревом во время погребальной церемонии, это может вызвать множество катаклизмов – наводнение, землетрясение, извержение вулкана, бесконтрольный наплыв туристов… Умершего обмывают дождевой водой, заворачивают в ткань и собирают для его дальнейшего комфортного существования привычные предметы быта. Далее его кладут на землю, накрывая сверху подобием шалаша из бамбуковых веток, защищая тем самым от беспардонного вмешательства обезьян, птиц и других «расхитителей гробниц». Всего в «Деревне мертвых» одиннадцать шалашей. Вокруг них разгораются нешуточные страсти. Если на момент смерти одного из жителей деревни не найдется шалаша с превратившимся в скелет останками, ему придется ждать своей очереди на захоронение. Ну а если повезло и в одном из шалашей остались только кости – их извлекут. Часть из них сложат рядом с шалашом, а череп и несколько крупных костей водрузят на каменные ступени кладбищенского алтаря. Многие черепа стали настоящим антиквариатом, ведь они насчитывают не одну сотню лет. Покрытые зеленым мхом они выглядят не столько устрашающе, сколько спокойно и миролюбиво.
Хотя кладбище представляет собой весьма специфическое зрелище, ведь шалаши открыты и каждый может взглянуть на покойника, находящегося в той или иной стадии разложения, трупного запаха на самом деле практически не чувствуется. Изредка его можно уловить, и тогда местные жители говорят, что он исходит от тела грешника.
Если вид «Деревни мертвых» произвел на вас сильное впечатление и вам нужно сменить обстановку, отправьтесь на горячие источники озера Батур. Наслаждение от завораживающего вида вулкана, возвышающегося над водной гладью озера, прогонит мрачные мысли о бренности бытия и вернет в доброе и умиротворенное расположение духа.