Прага. В поисках “Философского камня”.

(Статья написана для журнала “Стиль жизни Absolute” №38, весна 2014. Стр. 32-34)

 

 

Приезжая в Золотую Прагу (Praha), путешественники бредут по протоптанной туристической дорожке. Обязательно нужно пройтись по королевскому Карловому мосту (Karlův most), украшенному вереницей статуй святых, и запечатлеть себя на фоне набережной Влтавы (Vltava). Непременно нужно дождаться, когда знаменитые астрономические часы старинной городской ратуши на Староместской площади (Staroměstské náměstí) начнут свое маленькое кукольное шоу. Нельзя пропустить смену караула возле дворца, где расположена резиденция президента. И, конечно, будет преступлением не попасть на один из старинных пивоваренных заводов, которыми славится Богемия. Высокое качество пива обеспечено давней традицией. Еще с XIV века недобросовестные изготовители пива сажались на городской площади на цепь и поливались их же некачественным пивом прохожими, желающими отомстить за испорченное удовольствие. После дневной прогулки по городу не стоит торопиться обратно в отель или засиживаться в одном из многочисленных ресторанов. Все свои загадки и тайны мистическая Прага раскрывает в полночь.

Только лишь на город спускаются сумерки, и тьма окутывает старинные средневековые улочки, все вокруг преображается. Именно такая сумрачная ночная Прага вдохновляла Франца Кафку и Густава Майринка на создание мистических произведений. Каждый дом, каждая дверь, каждый сад старого города имеет свою историю. Многие из этих историй стали достоянием всего человечества, а не только любителей чешского фольклора. Особо популярными стали история доктора Фауста, и легенда о раввине Лёве, создателе страшного Голема.

В историю Праги органично вплелись мистические элементы, привносящие особый колорит. Даже само основание города овеяно весьма своеобразной легендой. Жившая в IX веке княжеская дочь Либуша обладала очень полезным для правителей навыком – ясновидением. Однажды, стоя на возвышении над рекой Влтавой, она ощутила очередной прилив «ясновидческой силы» и тут же изрекла пророчество о том, что вскоре будет основан город, слава которого достигнет небес. Местом основания должен был стать порог дома, который в тот момент мастерил какой-то мужчина. Княжеские слуги отправились на поиски этого места и вскоре нашли простого пахаря по имени Пршемысл, который как раз делал праг («порог» по-чешски). Взяв в мужья простого пахаря, княжна основала не только династию князей Пршемысловичей, но и город Прагу. Кто знает, было ли пророчество княжны откровением свыше или просто желанием знатной дамы совершить эксцентричный поступок и выйти замуж за простолюдина, но благодаря этой мистико-романтической истории на просторах Богемии появился прекрасный город Прага.

Но настоящей столицей мистики город стал во времена императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Этот весьма необычный монарх посвятил себя не войнам или открытиям новых земель, как это было модно в его эпоху, а поиску философского камня, способного превращать в золото любой металл. С 1583 года, когда Рудольф переехал в новую столицу, со всей Европы в Пражский Град (Pražský hrad) стали стекаться ученые, алхимики, астрологи, метафизики, лекари и просто шарлатаны, в надежде снискать расположение увлеченного магией и алхимией императора. Некоторых из них Рудольф приглашал лично, спонсируя не только переезд в столицу империи, но и проживание. Под его покровительством работали такие ученые как Тихо Браге и Иоганн Кеплер, знаменитые астрологи Эдвард Келли и Джон Ди. По легенде, Злата уличка (Zlatá ulička) как раз и была тем местом, где по ночам чудодействовали ученые, звездочеты и алхимики всех мастей. Не мудрено, что каждый дом был настоящей алхимической мастерской и со временем получил соответствующую мистическую репутацию. Но не только Злата уличка  славится жуткими историями про алхимические эксперименты средневековых ученых. На одном из углов Карловой площади (Karlovo náměstí) стоит дом. Местные жители уверены, что в нем жил какое-то время печальноизвестный доктор и чернокнижник Иоганн Фауст – прообраз многих литературных и музыкальных произведений. Вообще в этом доме жило много загадочных личностей, словно он притягивал к себе все необычное и магическое. До сих пор на чердаке проклятого дома веет жутким холодом, а его мрачный сад считается последим пристанищем неупокоенной души доктора Фауста. Изучая магические формулы в старинных книгах, Фауст нашел возможность вызвать дьявола. Заключив с ним договор, доктор продал свою душу и получил в обмен исполнение любых желаний. Когда пришел срок отдавать долг, чернокнижник заклинал дьявола повременить, но тот был неумолим. Он схватил Фауста и вылетел с ним из дома прямо через крышу, пробив дыру в черепице. Как бы не заделывали эту дыру последующие обитатели дома, на следующий день она разверзалась снова. Сегодняв проклятом доме располагается больница. Но следы пребывания Фауста и дьявола до сих пор остаются в верхней части дома: неисчезающее и несводимое пятно отмечает то место, откуда вылетел дьявол с несчастной душой жертвы его козней.

Но вернемся к императору Рудольфу. После массового изгнания из Испании и Португалии евреев, они нашли своей приют во владениях Рудольфа, поскольку его в большей степени интересовала не астрология или алхимия, не западная европейская наука, а древнее иудейское мистическое учение – Каббала. В кварталах еврейского гетто Праги в XVI веке жил выдающийся знаток Каббалы – ученый раввин Йехуда бен Бнцалель, известный как рабби Лёв. Тридцать лет он был главой иудейской общины и раввином Староновой синагоги (Staronová synagoga) – самой старой синагоги в Европе. Молва приписывала ему исключительную мудрость и обладание секретным знанием формулы из мистической книги Зоар («Сияние»). В этой книге, содержащей чуть более тысячи слов, сокрыта тайна имени Бога, творения и смысла жизни. Благодаря знанию формулы, Лёв смог создать из глины Голема – живое существо, выполняющее приказания своего создателя. Своеобразный средневековый робот носил на своем лбу слово «правда», оживлявшее его. Каждую пятницу рабби Лёв «дезактивировал» Голема, чтобы тот не накапливал чрезмерно энергию и остывал. Однажды он забыл это сделать и Голем, взбунтовавшись, чуть не разрушил синагогу и все гетто. Лёву пришлось стереть первую букву на лбу Голема, превратив начертанную «правду» в слово «смерть». В одно мгновение Голем превратился в груду глины. Раввин собрал ее и спрятал на чердаке Староновой Синагоги, накрепко замуровав вход туда. Сегодня Синагога открыта для посещения, и говорят, что до сих пор в ночное время можно увидеть тень Голема, маячащего на чердаке.

Мистическая аура окутывает Прагу и в наши дни. Если вы отважитесь отправиться в Вышеград (Vyšehrad) в полночь, у вас есть шанс увидеть немало жуткого и загадочного. Жители и гости города во время полуночных месс то и дело становятся свидетелями встреч с умершими. Часовые одного из артиллерийских складов, расположенных рядом со старым кладбищем, не раз покидали свой пост, прячась от черной загробной кареты, управляемой обезглавленным кучером и влекомой обезглавленными черными лошадьми. Особый ужас на припозднившихся пешеходов наводит черный призрачный пес с кровавыми глазами и огненным языком. Если вам посчастливилось выжить после встречи с этой «милой» собачкой, и вы заприметили место, где она крутилась колесом, у вас есть шанс отыскать вход в подвалы Вышеградской горы, где хранятся несметные сокровища.

Но не все мистические легенды Праги мрачные. На одном из городских кладбищ есть могила с изображением маленькой девочки – Анички. Говорят, что во время рождения ребенка в семье бедного музыканта произошла ошибка, и в новорожденную девочку была поселена душа непоседливого ангелочка. Так на земле появился ангел, озаряя своей прекрасной душой все вокруг. Аничке жилось нелегко. Она сердцем чувствовала, что должна помогать всем – и честным людям, и преступникам. Многие зачастую злоупотребляли ее добротой. Наконец Бог смилостивился и забрал ангелочка обратно на небо. Аничка играла у окна и, потянувшись за игрушкой, выпала из него…

Много еще тайн хранит Прага. Но она готова поделиться ими с любителями мистического и загадочного. Главное верить в возможность встретить на старых улочках Голема, охраняющего еврейское гетто, или одного из многочисленных призраков, которыми наводнена столица древней Богемии.