Валенсия. Город сюрпризов.
На носу был очередной осенний отпуск. В этот раз я решила махнуть в славный город Валенсию. По сути, я мало что слышала про этот город, кроме того, что там изготовляют знаменитое валенсийское кружево и готовят лучшую в Испании паэлью. Так что, путешествие предстояло увлекательное и познавательное.
С первых же минут моего пребывания в городе, он преподнёс пару сюрпризов. Я рассчитывала на то, что мне придется чуть ли не на метро или автобусе добираться от железнодорожного вокзала до гостиницы, которую я, по привычке, забронировала в самом сердце исторического центра города. На самом деле мне понадобилось для этого всего 7–10 минут пешего хода. Компактность Валенсии не раз помогала сэкономить время в переходах из одного музея в другой, что так важно с учетом пресловутой испанской сиесты.
Второй сюрприз был не очень приятный, в некотором роде даже ошеломляющий. Уезжая с юга, где температура днем не превышала +27, я наивно полагала, что в более северной Валенсии будет прохладней. К тому же, синоптики прогнозировали дожди и довольно прохладную по испанским меркам погоду. Каково же было мое удивление, когда на уличном термометре я увидела цифру +38. Жару пережить можно, после жизни в Таиланде она меня не пугает. Удручало другое – мой несоответствующий погоде гардероб… дамы меня поймут.
Как всегда, после утомительной дороги и нескольких часов сидения на одном месте очень хочется пройтись в свое удовольствие по улицам и, заодно, провести разведку. Как любой европейский город с многовековой историей Валенсия разнообразна по своему архитектурному стилю. Узкие средневековые улочки, в полумраке которых и днем-то ходить страшновато, переходят в широкие проспекты, украшенные солидными монументальными зданиями XVIII–XIX веков. Великолепное здание шелковой биржи La Lonja, жемчужины позднеготической валенсианской архитектуры соседствует с самым узким в городе (а может и в Европе) домом, ширина которого не превышает ширины стандартного окна. Такое впечатление, что строители города поиграли в тетрис и «всунули» в щель между домами узкую полосочку еще одного дома. В городских скверах можно найти спасительную тень, отбрасываемую огромными столетними магнолиями, чьи корни, как переплетающиеся змеи, пробиваются из-под земли и тянутся во все стороны на полтора десятка метровот основания дерева.
Дойдя до одной из площадей старого города и увидев еще издали табличку, указывающую на очередную достопримечательность, я с удовольствием нырнула в прохладу старого здания. Сразу на входе в крошечном вестибюле всех посетителей встречал странноватого вида служитель. Глядя на его не совсем добродушное лицо неопределенного возраста, поневоле задумываешься – а стоит ли идти дальше, тем более что вход в музейный зал представляет собой узкую винтовую лестницу, ведущую вниз во мрак и холод. Но было поздно отступать и я, не подав вида, что чувствую себя неуютно, стала спускаться. Внизу находился зал, посередине которого в темноте угадывалась груда камней, бывших некогда каким-то строением. Одинокий луч прожектора падал на древние руины, выхватывая из мрака небольшие фрагменты кладки стены. Не скажу, что это зрелище было очень увлекательным, поэтому я двинулась дальше, в темноту. Дойдя до края стены и завернув за угол, я увидела впереди чей-то силуэт. В темноте приходилось продвигаться медленно и осторожно. Я пристально вглядывалась в стоящего впереди меня человека и по мере приближения к нему, меня начало охватывать беспокойство, вызванное неподвижностью фигуры: как будто кто-то притаился и ждал, когда я подойду ближе… С каждым шагом меня одолевали сомнения, а стоит ли идти дальше, тем более что в зале я была одна, и ближайшая живая душа была где-то наверху, у входа в музей. Но любопытство толкало вперед. Приблизившись к фигуре, я чуть не выругалась в адрес людей, спроектировавших и оформивших этот музей. В темноте стояла весьма натуральная, в человеческий рост, скульптура в монашеском одеянии. Видимо, организаторы музея обладали тонким чувством черного юмора или были поклонниками ужасов в готическом стиле, раз им пришла в голову идея именно таким образом оформить музей. Дело в том, что музейный зал попеременно освещался небольшими фрагментами, в зависимости от того, о которой из его частей в данный момент вещает голос диктора из динамика. Если учесть, что зал находится под землей и там полностью отсутствует постоянная подсветка, слабонервным, детям и беременным женщинам лучше не посещать этот музей. К тому же, местечко было выбрано специфическое. По преданиям, на этом самом месте в IV веке н.э. жестоко запытали до смерти одного из прославленных испанских мучеников – Сан Висенте де Мартир, покровителя Валенсии. Позже, во времена визиготов, в этом месте была воздвигнута крипта, остатки которой сохранились до наших дней и кои можно наблюдать в музее.
Сгладить впечатление от мрачного зловещего места мне помогла прогулка по музею Этнографии и истории Валенсии. Пожалуй, это самый стильный и интересный в плане оформления музей из всех, виденных мной. Такое впечатление, что его создатели черпали вдохновение из любимой многими книги «Алиса в Стране чудес». Отсутствие других посетителей способствовало созданию сказочной атмосферы. Каждый зал был сюрпризом, и было невозможно угадать, что ждет тебя дальше. А дальше было все «страньше и страньше», как любила говаривать Алиса… Представьте себе комнату, стены которой светятся изнутри ярким белым светом. Посреди комнаты, из потолка до пола, образуя полуюколонну свисают легкие звонкие цепочки. Раздвинув их, можно войти в центр колонны. Под потолком, образуя купол, расположены экраны, на которых сменяютдруг друга черно-белые фотографии, показывающие быт жителей Валенсии начала ХХ века. Инсталляция сопровождается звуками из повседневной жизни: звоном посуды, потрескиванием дров в камине или возней играющих в детской малышей. А с потолка свисает старинный ключик. Кто знает, может это ключ от чудесного сада… Войдя в следующий зал, я была удивлена скромностью его экспозиции, пока не взглянула наверх. Комната создавала иллюзию того, что весь мир перевернулся с ног на голову, потому что все предметы, обычно находящиеся на полу, оказались под потолком. Старинная швейная машинка, велосипед, ботинки, детская ванночка, шарманка и многие-многиедругие предметы, окружающие повседневную жизнь людей, оказались над головой. Выйдя из зачарованных комнат и закрыв за собой массивную дверь музея, я быстренько перебралась в не менее сказочное место – ботанический сад! Не смотря на то, что он находится в самом центре города, тишина и покой парка умиротворяли и заставляли забыть о суете городских улиц. Больше всего меня впечатлила коллекция кактусов – от миниатюрных, бережно выращиваемых в теплице, до многометровых, возвышающихся в центре парка.
В Валенсии в список посещенных и настоятельно рекомендуемых мной мест входят Городок Искусств и Науки, Музей Изящных искусств, дом-музей семьи Бенльиуре, сад Гесперид, городские сторожевые башни и многое-многое другое. Но об этом как-нибудь в следующий раз.