Колумбия. Скрытые сокровища.

Во время «книжной лихорадки», охватившей меня в студенческие годы, в руки попали хроники колумбийского семейства Буэндия. Эта поразительная, щемящая душу история, спустя много лет сподвигла на более близкое знакомство с далекой карибской страной и её обитателями.

Несмотря на наличие ряда исторических официальных названий – Новая Гранада, Конфедерция Гранадина, Республика Колумбия – за страной закрепилось мифическое название «Эльдорадо», что в переводе с испанского означает «золотой». Кстати, прилетая в столицу, вы в буквальном смысле оказываетесь в Эль Дорадо, потому что такое название носит международный аэропорт Боготы (Bogotá). Вероятно, Христофор Колумб был первым и последним путешественником в Новый свет, которым двигала не столько жажда наживы, сколько амбиции ученого и исследователя. А вот все последующие покорители Южно-Американского континента отправлялись туда в поисках мифического города, в домах которого даже ночные горшки были бы из чистого золота. Многие конкистадоры потеряли свои жизни в непроходимых джунглях или при неудачной встрече с недружелюбными индейцами, но так и не нашли сверкающий на солнце золотой город. Тем не менее, один из покорителей Америки отрапортовал своим испанским владыкам о том, что королевство Новая Гранада вполне можно квалифицировать как Эльдорадо. И всё благодаря тому, что вожди местных племен муисков завели привычку в день коронации принимать водные процедуры в озере Гуатавита (Laguna Guatavita), покрывши себя золотым напылением. Наглядным свидетельством такой церемонии служит созданная из чистого золота композиция «Плот», хранящаяся в столичном музее в Боготе. Вы только представьте себе это великолепное зрелище. По бирюзовой глади круглого озера мерно скользит плот, нагруженный сверкающими на солнце, инкрустированными драгоценными камнями золотыми изделиями. Стоящий в центре плота «золотой» вождь, окружен верными подданными. Еще минута, и они начнут сбрасывать в воды озера драгоценные дары, предназначенные притаившимся на дне божествам. Дабы ни одна частичка золота не была возвращена на берег, вождь погружается в кристально-чистую воду и смывает с себя золотое «одеяние»…  Созданные индейцами золотые безделушки, которые не были разбазарены во время ритуалов или переплавлены испанцами в слитки, хранятся в музеях по всей стране – в Боготе, Картахене, Кали, Пасто, Санта-Марте, Армении. Глядя на них создается впечатление, что индейцы использовали драгоценный металл не только для украшений и ритуалов, но и для своих бытовых нужд, как мы используем пластик. Например, из золота был сделан рыболовный крючок или флакончик для извести, которую индейцы употребляли вместе с листьями коки. Такое расточительство отчасти можно объяснить тем, что для индейцев золото было священным металлом, помогающим подзарядиться солнечной божественной энергией. Если бы не это его свойство, то непрочное золото вряд ли использовалось бы с такой же регулярностью, и скорее имело такую же значимость, как для нас – разряженная батарейка.

Природа окрасила тропическую Колумбию в насыщенный зеленый цвет. Даже у сáмого гениального художника не найдется в палитре такого количества оттенков зеленого, чтобы передать всё великолепие джунглей, среди которых цветными пятнышками пробиваются водные глади рек и озёр, лоскутные одеяла полей и городов. И лишь синева заснеженной цепи Кордильер может соперничать по красоте со смарагдовым буйством тропической растительности. Глядя на всю эту красоту понимаешь, почему индейцы испокон веков ставили превыше всего благополучие окружающей их природы. Может показаться, что зелень листьев словно стекла по стволам и корням растений, создав окаменевшие капли в недрах земли. Вот уже сотни лет люди готовы копаться в 45-тиградусной жаре, без воздуха и света, в грозящей обрушиться в любой момент шахте, ради того, чтобы раздобыть хотя бы маленький осколок изумруда. Прибывшие в Новую Гранаду испанские конкистадоры заприметили в ожерельях местных индейцев зеленые бусины, которые на поверку оказались драгоценными камнями, порой превосходящими по стоимости всеми вожделенные алмазы. Так началась «охота» за колумбийскими изумрудами. Долгое время индейцы держали в тайне местонахождение рудников, заговаривая испанцам зубы байками про Эльдорадо. Но со временем завоевателям удалось найти шахты и в Испанию “зеленой” рекой потекли драгоценные камешки. Текут они и по сей день, но уже не в казну королевства Испания, а в ювелирные салоны и частные коллекции по всему миру. Особенно ценятся уникальные изумруды, встречающиеся только в Колумбии, так называемые «трапиче». Если вы произнесете это слово в любой испаноговорящей стране Южной Америки, местные жители подумают, что вы спрашиваете, где тут ближайшая мельница. А вот если прибавить к этому слову еще и «изумруд», то тут станет ясно, что вы интересуетесь камешком, прожилки которого расположились так, что напоминают мельничное колесо с шестью спицами, сходящимися в центре. Если раньше такие изумруды считались дефектными и предпочтение отдавалось кристально чистым, прозрачным камням, то сегодня трапиче ценится гораздо выше в силу его редкости и уникальности. На знаменитой шахте Муса (Muza), если повезет, в течение года может быть найдено всего несколько таких изумрудов. Каждый трапиче обладает уникальным неповторимым рисунком, образовавшимся благодаря хаотической активности углерода при формировании камня. Именно за такую неповторимую раскраску его так ценят ювелиры, создающие необычные дизайнерские украшения.

Но не только золотом и изумрудами богата колумбийская земля. Спустившись на глубину 180 метров можно оказаться в подземном Соляном царстве. Вход в него находится неподалеку от городков Сипакира (Zipaquirá) и Немокон (Nemocón).  Раскинувшийся на сотни метров лабиринт был создан многие столетия тому назад, когда местные жители занимались довольно прибыльным и в наши дни делом – солеварением. На первый взгляд кажется, что своды и стены штолен словно запорошены искрящимся снегом, который при более близком рассмотрении оказывается кристаллами соли. Они эффектно подсвечены разноцветными прожекторами, создающими сюрреалистический подземный пейзаж. Но, кроме природных чудес в бывших соляных копях встречаются и рукотворные творения.  Дабы защитить себя от смертельных опасностей, подстерегающих добытчиков соли, набожные колумбийские шахтеры устанавливали маленькие соляные кресты и часовни. Эта традиция расширилась до таких масштабов, что одна из соляных шахт превратилась в действующий Кафедральный собор. Пройдя через четырнадцать часовен, посетители храма оказываются в огромной пещере, в центре которой возвышается шестнадцатиметровый алтарный крест, выполненный, как вы догадались, из хлорида натрия.
Я упомянула лишь часть даров матери-земли, тщательно оберегавшихся индейцами с незапамятных времен. О других сокровищах Колумбии я поведаю вам в другой раз.