Новая Гвинея. Последний Рай или Адский остров?
«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…» Именно так можно начать рассказ о далёком тихоокеанском острове, населённом самыми настоящими дикарями – иногда ужасными на лицо и относительно добрыми внутри. Давайте сразу расставим все политико-географические точки над «i». Остров Новая Гвинея (New Guinea), о котором пойдёт речь, делится на две почти равные части; западная является одной из провинций Индонезии, а восточная – независимым государством Папуа-Новая Гвинея. Но не думайте, что папуасы живут только на востоке. Этот курчавый народ можно встретить как на всей территории Новой Гвинеи, так и на нескольких близлежащих островах, входящих в состав Индонезии, Тимора и Меланезии. Глядя на всё разнообразие папуасских племён понимаешь, что чуть ли не единственное, что их объединяет – это общее название «папуас», подобно тому, как всё многообразие поразительного вида пернатых, живущих на острове, объединено под общим названием «птицы». Новогвинейские папуасы разделились на сотни и сотни племён (некоторые могут насчитывать общину, состоящую не более чем из 10 человек), говорящих на более 800 языках и диалектах. Некоторые из языков настолько сложны в плане произношения, что даже самый великоразумный «белый» человек с университетским образованием не сможет повторить элементарную фразу, произнесённую «диким», неграмотным папуасом. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век и история изучения Новой Гвинеи насчитывает не одно столетие, остров остаётся заповедным малоизведанным уголком не только для натуралистов, но и для лингвистов и этнографов, изучающих столь неповторимые, уникальные, застрявшие в каменном веке племена, изолированные друг от друга и цивилизации в силу специфики новогвинейского ландшафта и сложившихся традиций.
Называя Новую Гвинею последним Раем на Земле, путешественники конечно же имеют в виду заповедные уголки, где не ступала даже босая нога аборигена и где природа на самом деле предстаёт в её первозданном, как бы пафосно это ни звучало, виде. В нашем представлении только такие гиблые места, как пустыня Гоби или льды Арктики могут быть абсолютно безлюдны, потому что жить в адских условиях испепеляющей жары или смертельного холода невозможно. Но, как оказалось, высокогорные тропические джунгли также могут быть малопривлекательны даже для неприхотливых, приспособленных к суровым правилам выживания диких племён. И вправду, зачем рисковать жизнью и забираться в непроходимые чащи, когда вокруг селения шастает достаточное количество живности для охоты – от диких свиней до представителей соседнего племени? Но бесстрашные натуралисты не могли пройти мимо такого лакомого кусочка, как расположенный на склонах гор Фойджа (Pegunungan Foja) обширный труднодоступный лесной массив, в котором даже самый опытный местный проводник будет бесполезным. Так, в 2005 году группа исследователей рискнула углубиться в горные джунгли. Несмотря на то, что в этом «Затерянном мире» динозавров не оказалось, учёным удалось произвести сенсацию в научном мире, привезя информацию о десятках неизвестных или считавшихся исчезнувшими видов животных, птиц, земноводных, насекомых и растений. Поразительным было то, что ни одна зверушка из «Райского сада», как его окрестили исследователи, не боялась человека, давая себя погладить или взять в руки.
Менее кротким нравом отличаются некоторые племена папуасов, о каннибализме которых до сих пор ходят леденящие душу истории. Причиной их «негуманного» поведения по отношению к врагам или просто чужакам весьма банальна – зачем пропадать добру? Вооружённые самым примитивным охотничьим инвентарём, состоящим исключительно из деревянных копий и стрел, папуасские охотники не всегда могут рассчитывать на удачную охоту. Но даже если смертоносная бамбуковая стрела и пронзит чьё-то сердце, оно не будет принадлежать увесистому оленю или мясистому кенгуру. Максимум, на что может рассчитывать племя – это заполучить на ужин тушку дикой свиньи, ведь более крупных представителей фауны, кроме труднодоступных крокодилов, на Новой Гвинее не существует. Кстати, древние аборигены не могли полакомиться даже свининой, ведь хрюшки были завезены на остров европейскими мореплавателями и миссионерами не так давно. А тут, после боевого столкновения с врагами можно поживиться таким количеством бесхозного мяса, да ещё и раздобыть пару лишних «именных» черепов… Называя детей в честь бабушек, дедушек, святых или просто значимых для родителей людей, мы отчасти следуем дикой папуасской традиции присваивания имени. В некоторых племенах Новой Гвинеи новорождённый так же наследует имя какого-то конкретного человека – предка, родственника или даже чужака, но при этом должно соблюдаться одно непременное условие: родители малыша должны иметь на руках череп дарителя имени. Нет черепа – нет имени. Поскольку без имени, которому папуасы придают сакральный характер, человек жить не может, его родителям приходится занимать череп у родственников или стать головорезами, в буквальном смысле этого слова. Немало новоиспечённых папаш вынуждено было оттяпать кому-то голову, непременно узнав перед этим имя жертвы, чтобы ребёнок мог обзавестись настоящим «черепным» именем. Ну что сказать, дикари! А ведь могли бы создать «банк черепов», в который бездетные добровольцы завещали бы после смерти свою голову с висящей на ухе табличкой с именем.
Учитывая специфическое, но по-своему очень логичное мировоззрение папуасов, можно понять их недоумение, возникавшее при наблюдении боёв между японцами и силами союзников во времена Второй мировой войны. С точки зрения местных жителей, убийства двух противоборствующих армий были жестокими, поскольку носили неоправданно массовый характер и бессмысленными, потому что ценный провиант, коим были тела поверженных, за редким исключением оставался нетронутым. Даже черепа пропадали зря, ведь убийство на расстоянии не оставляло ни одного шанса узнать имя врага. «Адский остров» – так окрестили Новую Гвинею участники смертельного противостояния. Невыносимый влажный климат, изнуряющие тропические болезни, отсутствие дорог и провианта, ожесточённое сопротивление противника превратили остров в гибельную западню для десятков тысяч сражавшихся там австралийцев, американцев и японцев. Лишь призванные в ряды австралийской санитарной и вспомогательной службы папуасы справлялись с невзгодами и лишениями. «Ангелы фуззи-вуззи», как их прозвали австралийские солдаты, словно не чувствуя усталости помогали передвигаться раненым и переносили груз по печально известной «солдатской Голгофе» – горной тропе Кокода (The Kokoda Track), пересекающей Папуа-Новую Гвинею с севера на юг. Несмотря на то, что с момента боёв прошло почти восемьдесят лет, а буйная тропическая растительность способна поглотить всё, что попадается у неё на пути, на тропе Кокода всё еще можно видеть скелеты сбитых самолётов и артиллерийских установок, пройтись по бункерам, оборонительным линиям и местам кровопролитных сражений Новогвинейской кампании. Впрочем, следы ожесточённых боёв можно найти не только в джунглях, но и в прибрежных водах, ставших кладбищем для сбитых самолётов и утопленных кораблей времён Второй мировой войны. Но наиболее значимый и неизгладимый след от военных действий остался в головах и сердцах некоторых из местных жителей. Они не запомнили ужасов войны: изуродованных тел и стёртых с лица земли деревень и джунглей, ведь первобытные племена каннибалов, живущих в краю нескольких десятков действующих вулканов, не испугаешь видом мертвеца или опустошенной стихией местности. Папуасам война принесла усиление культа карго.
В период с 1942 по 1945 годы на глазах у изумлённых аборигенов, после сложного магического ритуала, проводимого белыми людьми, с неба падали деревянные ящики, полные всякого добра: провианта, палаток, одежды, медикаментов и оружия. В наивном представлении папуасов, им было достаточно воссоздать из пальм и соломы культовые сооружения (взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, локаторы), надеть «наушники» из половинок скорлупы кокосового ореха и осветить факелами деревянную взлётно-посадочную полосу, чтобы привлечь посылаемые высшими силамипо воздуху дары – «карго» (так с английского переводится слово «груз»). Предпосылки культа карго были заложены еще до войны, когда европейские миссионеры всеми силами старались завербовать папуасов в ряды христиан. Не вникая в теологические тонкости, жители Новой Гвинеи с удовольствием принимали дары, которые, по их мнению, духи передавали через белых людей. Сбой в налаженном процессе обращения дикарей в христианство начался тогда, когда папуасы подметили расхождение между проповедуемым лютеранскими миссионерами трудоголизмом и их очевидным бездельем. В бесхитростном мировоззрении папуасов сложилось мнение о том, что белые люди врут, утверждая, что для достижения Рая и, что самое важное, получения ценного груза нужно трудиться не покладая рук. Подтверждение тому некоторые из них нашли, посетив Австралию, где богатые люди ничего не делали, в то время как бедняки пахали с раннего утра до позднего вечера. Следующим звеном в цепи рассуждений оказалась уверенность в том, что белые люди никакие не посланцы духов, а подлые воришки. Они присваивают себе дары папуасских предков, передавая новогвинейцам лишь малые крохи. К началу XX века новая вера, продукт философских размышлений папуасов и христианского вероучения, практически привела к гуманитарной катастрофе. Чем больше колониальные австралийские власти поставляли гуманитарного груза на остров, тем усерднее местные жители отказывались работать, охотиться, обрабатывать землю, видя прямую зависимость между прибывающим по морю карго и их ничегонеделанием. Сплетение умозаключений новогвинейцев с христианством породило новые библейские сюжеты. Так Бог-Творец создал не только землю, но и ящики с едой и предметами первой необходимости. Разгневавшись на людей он эти ящики забрал, передав некоторые из них Ною. Иисус Христос, в представлении некоторых последователей культа карго, был пленён белыми миссионерами, дабы воспрепятствовать ему восстановить справедливость и доставить божественные ящики их истинным получателям. С началом Второй мировой войны на остров начали просачиваться новости о боевых действиях. Новогвинейцы и тут проинтерпретировали происходящие события на свой лад: они стали ждать великую войну и армию предков, которые наконец-то сами, без коварных посредников, привезут подарки, а заодно и уничтожат ненавистных белых, присваивающих чужое добро. По удивительному стечению обстоятельств, описание предков-мертвецов с припухшими полузакрытыми глазами и бледно-желтоватой кожей совпало с внешним видом японцев и корейцев, высадившихся на Новую Гвинею в 1942 году. Апофеозом культа карго стала деятельность местного пророка Йали, который, несмотря на грамотность, чин офицера Австралийской армии и опыт учёбы в австралийском Брисбене, продолжал распространять и совершенствовать это потрясающее по наивности верование в божественный груз. Возможно, зная истинное происхождение гуманитарной помощи, он поддерживал в соотечественниках культ карго из корыстных побуждений, превратившись из духовного лидера в фактического правителя его родной провинции Маданг и передав своему сыну в начале 2000-х по наследству «трон».
Это лишь часть диковинок, которые можно встретить на райском острове, способном в одну минуту превратиться в настоящий ад, если только потерять бдительность и тщательно не подготовиться к визиту.