Под покровом шляпы.
«Шляпа – это нимб счастья», как изящно выразилась редактор одного из модных журналов. А ведь и правда, с того момента, как шляпы перестали быть обязательной деталью повседневного гардероба, чтобы поднять себе настроение и создать атмосферу маленького праздника, иногда достаточно просто выйти в свет в шляпе. Надевший классическую федору или трилби представитель сильного пола сразу переходит из категории просто «мужчины» в статус «джентльмена» или даже «денди». Я уже не говорю о носительницах шляпок, которые с водружением этого головного убора тут же начинают ощущать свою загадочность и индивидуальность. Но, если мы связываем шляпу с маленьким индивидуальным праздником, то у некоторых народов этот головной убор стал непременным атрибутом национальных торжеств, превратившись из сугубо утилитарной вещи в символ страны.
Для нас образ типичного немецкого любителя пива на Октоберфесте не будет полным без знаменитой зелёной шляпы с задиристо торчащими вверх перьями. Да и заядлых охотников европейского образца мы непременно представляем в твидовом пиджаке и всё той же небольшой узкополой шляпе. Но мало кто знает, что до того, как этот головной убор перекочевал на макушки егерей и баварских пивоманов, в нём красовались бойцы тирольских оборонительных отрядов. Глядя на сегодняшнюю идиллическую картинку альпийских лугов с кукольными домиками и ухоженными скотинками трудно представить, что еще пару столетий назад свободолюбивые тирольцы вынуждены были взять в руки оружие, чтобы защитить свою землю от неприятеля. Начатая в XIX веке Наполеоном операция по перекраиванию европейских границ коснулась и Тироля, который в результате поражения Австрии стал частью Баварии. Новые правители наступили на те же грабли, что и многие другие завоеватели до и после них: баварцы стали насаждать свои порядки и законы в новой провинции, вызывая непримиримое сопротивление со стороны свободолюбивых и весьма прогрессивных тирольцев. Если бы баварские власти удосужились ознакомиться с историей Тироля, то они бы знали, что еще в эпоху Средневековья край управлялся Ландтагом, в который входили не только представители элит, но и простые горожане с крестьянами. Они принимали активное участие в политической жизни Тироля и, в соответствии с Конституцией, были обязаны в случае необходимости вступать в ряды тирольской армии (исключительно её!). Так в XIV веке была заложена основа отрядов народного ополчения, прозванных «Тирольскими стрелками». Для них была разработана государственная программа по обучению стрельбе из арбалетов, а с появлением огнестрельного оружия по всему Тиролю стали открываться тиры. На всякий случай скажу, что Тиролис, древнеримское название этих земель, не имеет никакого отношения к французскому слову «тир». Последней каплей, переполнившей чашу терпения тирольцев, стал указ об их рекрутировании в иноземную баварскую армию, что противоречило установившейся много столетий назад традиции. Тут-то и пригодились навыки легендарных тирольских стрелков, вновь создавших отряды самообороны и возглавивших освободительную борьбу против баварских захватчиков. И вот на сцене появляется знаменитая тирольская шляпа – важный элемент униформы, по которому можно было определить к какому из отрядов принадлежит стрелок. Небольшая трапециевидная тулья шляпы с мягким продольным заломом напоминает очертаниями зеленые альпийские холмы. По глубине залома, форме тульи, манере загибать поля и цвету шляпы можно было определить к какому отряду принадлежит её хозяин. К тому же, украшавшие шляпу перья, ленты, кисточки, значки и шнуры так же служили своеобразными опознавательными знаками. Эта традиция разнообразия тирольских шляп дошла до наших дней и ярко представлена на многочисленных фестивалях, проходящих как в Австрии, вернувшей себе часть тирольских земель после Первой мировой войны, так и в Верхней Баварии, где проживают этнические тирольцы. Австрийские мастера изготовляют шляпы из мягкого фетра, в который могут добавить шерсть из бороды горного козла. Их баварские коллеги иногда используют для изготовления «тирольки» велюр. Но, пожалуй, не столько сама шляпа, сколько её украшения сделали этот головной убор столь уникальным и запоминающимся. Тирольская шляпа, чьи цвета варьируются от чёрного и серого до оливкового и изумрудно-зелёного, украшается плетёным шнуром. Его цвет, состав, ширина и количество витков вокруг тульи зависит от региона, из которого происходит владелец или владелица шляпы. Для того, чтобы украсить шляпу перьями, нужно «пощипать» тетерева,орла, фазана или змеешейку, на худой конец петуха. Егери Австо-Венгерской империи, некоторые из которых были демобилизованными тирольскими стрелками, с удовольствием использовали зелёные шляпы, украшая их пучком пуха и перьев. Его пышность свидетельствовала об охотничьих успехах того или иного ловчего. Но особый шик шляпе придаёт украшение, именуемое гамсбарт. Это пучок, составленный из шерстинок со специфическим окрасом, взятых со спины горной серны. Темные шерстинки со светлыми кончиками придают гамсбарту легий эффект «чернобурки». В некоторых районах используется шерсть дикого кабана или барсука. Пучок шерсти связывают определённым образом и вставляют в специальный серебряный наконечник, который и сам по себе мог бы стать изящным украшением шляпы. В результате долгого кропотливого труда из-под рук мастеров выходят как небольшие веерообразные кисточки, так и объемные метёлки, покрывающие всю тулью шляпы. Удовольствие покрасоваться в шляпе с большим гамсбартом не из дешёвых, ведь на его создание может уйти много часов работы и до 60 тысяч волосков, связанных в несколько сотен маленьких пучков и объединённых в один пышный «букет». Неспроста настоящая тирольская шляпа всегда была предметом гордости её хозяина и заслуживала особого внимания и заботы. Причём шляпу не берегли для особого случая, надевая лишь по праздникам, а носили каждый день, снимая только в церкви, за трапезой и, предположим, что во время сна. Чтобы придать поношенной шляпе новый вид, её украшали свежими перьями, обновляли шнур и гамсбарт.
А вот другой шляпе для того, чтобы стать национальным символом пришлось переплыть через океан. Знаменитое мексиканское сомбреро, широченные поля которого забавно покачиваются в такт движениям музыкантов марьячи, никогда не красовалось на головах коренных жителей современной Мексики – ольмеков, майя или ацтеков. Выросшим под палящим солнцем индейцам природа подарила густую копну волос, способную заменить любой солнцезащитный головной убор. А вот менее приспособленные к американскому климату испанцы вынуждены были привезти с собой одно из благ своей цивилизации – широкополую шляпу, покрывавшую на их родине головы андалусских ковбоев – бакерос и богатых наваррских землевладельцев. Не мудрствуя лукаво, они окрестили свои шляпы «создающий тень», то есть «сомбреро» (sombra по-испански означает «тень»). К слову сказать, в испаноязычных странах слово «сомбреро» используют для любого вида шляп, а когда хотят уточнить о какой именно шляпе идёт речь, добавляют уточняющее определение. Так, в Новый свет отправилось дорогое, украшенное ручной вышивкой фетровое сомбреро де бакерос, ставшее популярным во многих странах Латинской Америки и со временем видоизменившееся до неузнаваемости. Обжигающие лучи тропического солнца заставили жителей Мексики расширить поля шляпы почти до полуметрового диаметра и сделать их более плоскими, за счет чего не только лицо, но и шея с плечами укрывались в благодатной тени сомбреро де чарро. Да, именно так стоит называть легендарную мексиканскую шляпу, непременную спутницу гарцующих на конях лихих всадников – чарро. Подобно тирольским стрелкам, чей особый статус определялся фактом ношения стрелкового оружия, мексиканские чарро вызывали уважение у соплеменников благодаря своей принадлежности к «касте» всадников. Любой, от благородного дона до простого работяги, мог стать чарро, стоило ему взобраться на коня. В мирное время чарро занимались скотоводством, ну а во время многочисленных столкновений с индейцами, революций, переворотов и войн они становились бесстрашными воинами. Постепенно фирменный стиль чарро – узкие брюки для верховой езды, короткий жакет или пончо и неизменная шляпа – перекочевали в военную и полицейскую униформу. Кстати, костюм чарро ввёл в моду один иностранец – император Максимилиан Габсбург, который в ходе европейских территориальных «разборок» на несколько лет стал властителем Мексики. Имея смутное представление о том, как выглядят его подданные, но желая быть ближе к народу, император несколько модифицировал костюм чарро, в котором он путешествовал по просторам своего нового владения. Черный костюм, украшенный серебряными пуговицами и скромное сомбреро так понравились придворным, а ещё больше представителям местного шоу-бизнеса – марьячи – что они не преминули перенять императорский костюм, богато украсив его вышивкой. Но вернемся к сомбреро. Кроме защиты от солнца и дождя, широкополая плотная шляпа надёжно защищает голову своего хозяина при его падении с лошади. Слегка завернутые вверх поля служат своего рода амортизатором и не дают голове со всего размаху грохнуться о землю. Для этих же целей тулья шляпы имеет четыре так называемых «камушка», представляющих собой весьма глубокие сферические вмятины, выступающие края которых оберегают голову от удара. Ну а для того, чтобы эту довольно объемную конструкцию не сдувало с головы ветром, к шляпе прикрепляется шнурок, плотно завязывающийся под подбородком. Кроме сомбреро де чарро, в Мексике существует еще с десяток разновидностей этого головного убора, форма и материал которых зависит от региона и предназначения шляпы. Так есть сомбреро, выполненные из сухих пальмовых волокон или соломки, и предназначенные для тропических дождливых районов Мексики; а есть богато расшитые золотыми и серебряными нитями фетровые сомбреро де харипео, украшающие отчаянные головы участников мексиканского родео. Туристам же предлагаются картонные многослойные шляпы, обтянутые бархатом и вышитые металлизированными нитями. Под испепеляющими лучами солнца и тропическими проливными дождями такое сомбреро долго не протянет, но в качестве декоративного настенного украшения, напоминающего о колоритной Мексике, оно вполне сойдёт.