Амбер. Янтарный замок.

Назойливый шум многолюдной улицы вдруг заглушили трубные звуки, издаваемые топчущимися на площади гигантами. Разукрашенные словно для парадного шествия слоны, один за другим подходят к специальной площадке, с которой очередной посетитель дворца с разной степенью ловкости взбирается на спину животного. Так по-экзотически начинается восхождение в крепость старинного замка Амбер (Amber Palace), многие столетия служившего резиденцией махараджей Страны царей.

Богатая на события многовековая история северного индийского штата Раджастан (Rajasthan) выковала сильный духом, непокорный и гордый народ воинственного племени раджпутов. Уже само название этой этнической группы, которое можно перевести с санскрита как «сыны царей», говорит об амбициях её представителей, считавших себя не просто лицами голубых кровей, а потомками спустившихся с небесных светил богов. Начиная с VI-VII века раджпуты, объединённые в несколько кланов, создали настоящий культ рыцарства со строго соблюдаемым кодексом чести. Привыкшие с юных лет к оружию и виду крови, они органично влились в касту воинов и правителей (кшатриев) и со временем завоевали уважение и власть среди соотечественников. Раджпуты до последней капли крови сражались как с соседними племенами, так и пришлыми иноземцами – арабами, моголами и британцами. Защищая богов и традиции края, некогда приютившего их далёких предков, восточные рыцари стали символом, вокруг которого в случае опасности готовы были сплотиться проживающие на одной с ними земле племена. Для раджпутов военная служба была неким религиозным действом, сакральным долгом, поэтому в бою перед их противником представало великолепное зрелище одетых в яркие нарядные одежды и украшенных серебряными побрякушками витязей, прошедших особый ритуал и готовых к смерти от руки врага. Не менее впечатляющим зрелищем, от которого даже в зной мороз подирает по коже, был обряд джаухар. Следуя ему, нарядно одетые женщины и дети добровольно отправлялись на костёр, в то время как их отцы, мужья, братья и сыновья шли при полном параде в последний бой, вернуться из которого шансов не было ни у одного из них. Куда уж до этих по-царски гордых женщин европейским средневековым дамам, которые, в такой ситуации, в лучшем случае удалялись в монастырь. Хотя в наши дни многие раджпуты утратили свой привилегированный статус, их внешний вид иногда всё ещё «кричит» об их особом положении. Помните взмывающие ввысь усы эпатажного и самовлюблённого испанца Сальвадора Дали? Они покажутся лишь бледной тенью, отбрасываемой усами простого погонщика верблюдов из окружённого пустыней Биканера или возвышающегося на холмах Пушкара. Задолго до появления знаменитой фотографии художника с цветками нарцисса, насаженными на остроконечные усы, щёголи Раджастана вплетали в свои растущие на лице космы цветы дикой розы. И поныне особым шиком считается отпустить настолько длинную бороду или усы, что, удерживая пальцами их кончик, раджпуту едва хватает вытянутой руки, чтобы продемонстрировать во всей красе заплетённое в косу или скрученное в дред сокровище. Некоторым особо терпеливым усачам удаётся отрастить косу длиною в несколько метров. Полюбоваться ими можно не только на улицах городов и деревень Раджастана, но и на многочисленных праздниках, фестивалях и парадах.

Ещё по школьным учебникам истории мы зарубили себе на носу, что там, где есть рыцари, должны быть и замки; иначе благородным воинам нечего было бы защищать, да и негде пировать после славной победы. Всего в десятке километров от столичного Джайпура (Jaipur) на гребне скалистого холма высится средневековый замок Амбер. Его усыпанные узкими бойницами и обрамлённые куполообразными башнями стены цвета янтаря отражаются в водах озера Маота. Форт Амбер, по одной из версий носящий имя кровожадной и воинственной супруги бога Шивы, стал надёжной защитой древней столицы княжества Дхундхар, воевавшего с Делийским султанатом. С 1592 года, заложенный шестью сотнями лет ранее дворец стал обрастать солидными фортификационными сооружениями. По приказу раджи Ман Сингха I с окрестных холмов был свезён красный и бледно-жёлтый песчаник, послуживший не только строительным материалом для будущей крепости, но и отличным маскировочным средством. Гладкие строгие стены замка сливались по цвету с окружающим горным ландшафтом, делая цитадель и спрятанный в ней дворец почти невидимыми для врага. Хотя спустя полтора столетия потомок раджи Савай Джай Сингх II перенёс столицу в основанный им город Джайпур, он на всякий случай укрепил оборонные способности Амбера, построив на соседней возвышенности ещё одну крепость Джайграх. Говорят, что Форт Амбер соединён с новой цитаделью сплетёнными в лабиринт подземными ходами и кто знает, кого или что неосторожный путник может увидеть в том заброшенном лабиринте. От обеих крепостей по холмам, словно гигантские змеи, на пару десятков километров разбегаются мощные крепостные стены, пройтись по которым без солидной физической подготовки будет не так-то и легко.

Попасть в сказочный дворец можно через «Солнечные ворота», обращённые к восходящему на Востоке светилу. За свою историю они повидали множество великолепных парадов, проводимых на площади Джалеб Чоук (что на арабский манер означает «место, где собираются солдаты»)в честь очередной победы бесстрашных раджпутов над врагами. Пышные царские процессии, вереницы приближённых и посольские кортежи также проходили через главные ворота замка, охраняемые вооружёнными до зубов гвардейцами. За надёжным оборонительным кольцом форта и по сей день скрываются настоящие сокровища, стоящие гораздо больше, чем все алмазы, рубины и изумруды Индии – старинные дворцы сказочно богатых махараджей, не скупившихся на лучших архитекторов, художников, резчиков по камню и дереву. Можно бесконечно любоваться украшенными изысканной росписью воротами слоноголового бога Ганеша. Над ведущими в царские покои воротами, считающимися образцом раджпутской архитектуры, расположены маленькие комнатки с зарешеченными мраморными окнами. Покинув женские покои, многочисленные жёны, дочери и наложницы махараджи удовлетворяли своё любопытство, наблюдая из надёжного укрытия за происходящими на площади парадами и церемониями. Среди благоуханных садов, мраморных резных павильонов, беседок и богато украшенных храмов дворцового комплекса словно бриллиант сверкает Шиш Махал. Издалека кажется, что материалом для мозаичных панелей, украшающих стены этого дворца, послужил перламутр или отполированное серебро. И только когда подойдя ближе начинаешь видеть своё отражение в каждой детали затейливой арабески понимаешь, что составлена она из осколков зеркал. Выпуклые и кое-где покрытые неяркой краской зеркальца, обрамлённые мраморной вязью, создают эффект воздушного кружева, окутывающего сводчатые потолки и стены дворцовых комнат. Говорят, декор «Дворца тысячи зеркал» был создан таким образом, чтобы свет одной свечи, отражаясь в бесчисленном количестве зеркал, превратил потолки галерей и залов в звёздное небо. Доставляемые в то время из Европы зеркала стоили целое состояние и, возможно, инкрустированный драгоценными камнями дворец не произвёл бы на посетителей царских покоев такого впечатления, как отделанный простыми, по нашим меркам, покрытыми амальгамой стекляшками. Покинув переливающийся Шиш Махал и отворив резные сандаловые двери соседнего дворца, можно попасть в «Зал Наслаждения». В знойном краю, где температура редко опускается ниже отметки +30°, настоящим наслаждением будет оказаться в прохладном помещении. Сконструированная особым способом водопроводная система дворца Сукх Махал создаёт эффект кондиционера, а звуки журчащей по каналам воды превращают дворец в идеальное место для по-восточному праздного досуга. Если вы думаете, что только оборонительная часть замка продумывалась до мельчайших подробностей, вы ошибаетесь. Семейные баталии между ревнивыми жёнами представляли не меньшую опасность для махараджи, чем вражда с самым заклятым врагом. Запутанный лабиринт белоснежно-мраморного зенана – женских покоев – позволял махарадже незаметно проникать в комнату к очередной красавице, с которой он решил предаться любовным утехам. Говорят, что в тёмных и узких коридорах женского царства махараджу подстерегала смертельная опасность. Дело в том, что он должен был двигаться в определённом направлении и по определённому маршруту, ведомом только ему и верным стражам гарема. Любого кто будет проходить по зенану не в соответствии с этим маршрутом, было приказано безжалостно зарезать, как говорится, без суда и следствия, будь то хоть сам правитель, по рассеянности или в пылу страсти свернувший не в тот коридор.

Покидая замок Амбер вы расстаётесь с миром восточной роскоши, но, по счастью не на долго, ведь дворец столичного Джайпура, средневековая крепость Мехрангарх, форт Джайсалмер и другие удивительные места Раджастана заставят вас вновь окунуться в сказочную атмосферу далёкой Индии.