Фэнхуан. Город феникса.

Обнаруживая в прогнозе погоды дождливые дни, мы поневоле расстраиваемся, сетуя на неудобства, связанные с мокрой дорогой и норовящими выколоть глаза зонтиками спешащих мимо прохожих. Но если вы решили отправиться в один старинный городок на юго-востоке Китая, то дождливая или туманная погода придутся очень кстати. Срывающиеся с неба мелкие капли или обволакивающая улицы дымка словно довершают умиротворяющий акварельный пейзаж Фэнхуана (凤凰 / Fènghuáng).

Огибая покрытые густым лесом горы, не прекращая своего бега, змеится река Тоцзян. На одном из своих изгибов она приютила колоритных представителей народов мяо и туцзя. Словно слившись в едином творческом порыве с природой, они создали у подножия гор Наньхуа зависший над водной гладью городок, надёжно защищённый от ветра и обласканный солнечным светом. Поговаривают, что однажды над ним пролетали радужные фениксы. Им так понравилось это место, что легендарные чудо-птицы решили поселиться в окрестностях города, а местные жители не преминули дать своему поселению имя Фэнхуан, что означает «феникс». Этому городку, чья история насчитывает не одно столетие, удалось избежать участи мифической птицы, сгорающей в погребальном огне и восстающей из пепла раз за разом. Хотя Фэнхуан строился и развивался в качестве форпоста, а затем важного политического и культурного центра на границе могучей империи, благодаря своему укромному расположению в труднодоступных горах он не пострадал во время многочисленных войн, восстаний, стихийных бедствий и других разрушительных перипетий, не раз сотрясавших Поднебесную. Возможно, что данное городу имя хранило его, словно оберег, ведь согласно китайским верованиям появление феникса предзнаменует наступление эпохи мира и процветания. Впрочем, в начале XVIII века город всё же подвергся изменениям и обрёл новый облик, которому он остаётся верен вот уже триста лет.

  Изюминкой Фэнхуана стали постройки дяоцзяолоу, так называемые «дома с висящими ногами». Перекочевавшие в южные края выходцы из Северного и Центрального Китая столкнулись с малоприятной проблемой – ядовитыми змеями, хищными зверями, вездесущими насекомыми и другими «милыми» представителями фауны тёплых широт. Спасу от них не было никакого, пока один смекалистый и умудрённый жизненным опытом вождь не придумал «подвесить» жилые дома над землёй или рекой, установив строения на высокие деревянные сваи. Этот принцип как нельзя лучше подошёл для возведения «воздушных» компактных поселений в горной местности и на берегу рек, где каждый квадратный метр пригодной для строительства земли на вес золота. Посоветовавшись со специалистами или самостоятельно пролистав брошюру по фэншую, строители домов Фэнхуана выбирали благоприятное место и подходящее дерево, которым в большинстве случаев оказывалась местная ель. Благодаря своему свойству довольно быстро разрастаться она стала символом благополучия семьи. Обработав стройные прочные стволы, хозяин будущего дома и пришедшие ему на подмогу родственники и соседи создавали настоящее произведение архитектурного искусства. Без единого гвоздя и заклёпки они возводили изящное двух-трехэтажное каркасное строение, три стены которого покоились на нависающей над водами Тоцзян платформе, надёжно поддерживаемой многочисленными «висящими ногами» – деревянными сваями, упирающимися в речное дно. Нижний этаж, как правило открытый, предназначался для домашних животных, хранения дров и сельскохозяйственного инвентаря. На втором и третьем уровне находились покои хозяев дома. Лёгкий ветерок, проносящийся через комнаты верхних этажей, выдувал сырость и сопутствующие ей недуги, которым подвержены жители влажных широт юга Китая. Помещения объединялись крытой галереей и лестницей, выходящими на сторону реки. Хотя со временем деревянные дома Фэнхуана сменились каменными, принцип строительства дяоцзяолоу сохранился.

Отправившись на речную прогулку в остроносой китайской «гондоле», мастерски управляемой колоритным лодочником в широкополой соломенной шляпе, гости Фэнхуана открывают для себя не только очаровательные виды парящих над водой домов, но и становятся свидетелями сценок из повседневной жизни обитателей дяоцзяолоу. Наблюдая за женщинами, стирающими бельё в реке или за торговцем фруктами, причалившим в своей лодке к каменной набережной, понимаешь, что если бы не их современная одежда, можно было бы подумать, что находишься в Китае столетней давности. От поросших мхом кирпичных стен домов веет экзотической стариной Востока. Крутые скаты крыш покрыты мелкой, плотно уложенной черепицей, напоминающей прочную чешую дракона. Словно подражая этому змееподобному мифическому зверю, зодчие увенчали коньки крыш его стилизованной головой, взирающей почти с каждого дома на бурлящую на улицах Фэнхуана городскую жизнь. Изящество каменных кружевных узоров, декорирующих здания, не уступает мастерски исполненной деревянной резьбе, покрывающей балюстрады, карнизы, оконные переплёты, многостворчатые ставни и раздвижные двери. Особый шарм застывшему во времени городку придают красные бумажные фонарики с золотистой бахромой, вспыхивающие яркими пятнышками на фоне потемневших от времени стен. С наступлением сумерек их тёплый свет обволакивает узкие мощёные улочки и набережную, вдоль которых расположились хранящие многовековую историю частные резиденции, конфуцианские и буддистские храмы, лавки с экзотическими товарами и местными деликатесами, симпатичные рестораны и многочисленные сувенирные магазинчики. Очарование умытого дождём дневного Фэнхуана сменяется ночным уютом. Серые дома, словно по мановению волшебной кисточки, перекрашиваются в тёплые медовые оттенки. Вынырнув из лабиринта улочек и оказавшись на набережной, невольно замераешь от удивительного зрелища подводного города. На еле колышущейся речной глади, мерцая яркими огнями, вырисовываются дома, как две капли воды похожие на те, что парят над рекой. Лишь медленно плывущая лодка, оставляя след на воде, на несколько мгновений разрушает иллюзию призрачного Фэнхуана.