Равенна. Сияние мозаики.

(Статья написана для журнала “Стиль жизни Absolute” №51, лето 2017. Стр. 38-43)

 

 

Когда мы произносим слово Италия, в нашем воображении возникают залитые солнцем холмистые пейзажи Тосканы, овеянные ароматом апельсинов южные приморские города и, конечно, величественный Колизей, столетиями украшавший столицу. Попутно в голове мелькают такие слова как «пицца», «футбол», «мафия», «Челентано»… Но стоит вам поехать в Италию, ваш ассоциативный ряд кардинально поменяется, и в память врежутся шедевры богатейшего культурного наследия, которым так гордятся потомки италийской цивилизации.

Апеннинский «сапог» буквально напичкан достопримечательностями. Даже в самом захудалом городишке найдутся развалины древнеримской виллы или византийская часовня, а в муниципальном музее будет висеть картина школы Караваджо. Одному из таких городков на северо-восточном побережье, посчастливилось в свое время быть столицей Западной Римской Империи и оплотом арианского течения раннего христианства, заполучив, тем самым в свое распоряжение уникальные мозаики с необычной трактовкой библейских сюжетов. Основанная загадочными этрусками Равенна (Ravenna) входила в состав Древнеримской Империи до момента распада последней в V веке нашей эры. С этого момента закрутилась карусель истории: возникали и исчезали государства, менялись правители, город переходил из рук в руки, пополняясь новыми «достопримечательностями». Будучи столичным городом, стремящемся в роскоши и богатстве не уступить Риму или Константинополю, Равенна привлекала архитекторов, художников и тех, кого в наши дни мы назвали бы декораторами и дизайнерами интерьеров. Возводящиеся храмы, дворцы знати и императорские резиденции нуждались в услугах мастеров, чьими шедеврами мы можем любоваться и по сей день. Особо в Равенне отличились художники эллинско-римской и византийской школ мозаики, создав городу имидж «столицы мозаик».

Искусство складывать узоры из цветных элементов возникло несколько тысяч лет назад, еще в те времена, когда шумерские градостроители декорировали стены и колонны зданий выпуклыми орнаментами, составленными из раскрашенных глиняных палочек. Со временем трудоемкое и кропотливое ручное производство мозаики совершенствовалось, сюжеты усложнялись и вместо простых геометрических орнаментов появились изображения людей, предметов, растительности и животных. Особую славу в деле выкладывания мозаик снискали древнеримские мастера. Масштабность их работ и реалистичность изображения поражают воображение. Огромные настенные мозаичные панно или выложенные мозаикой полы в больших залах стали визитной карточкой древнеримской архитектуры и признаком роскоши и богатства. Секретом успеха античных создателей мозаик были не только усовершенствованные навыки рисования, но и выбранный для изготовления мозаики материал. Конечно, можно использовать разноцветные минеральные камни или раскрашенные керамические плитки, но цветовая гамма будет достаточно ограничена. Тогда на помощь пришло изобретение смальты – прочного стекла, выплавленного особым способом с добавлением оксидов металлов, золотой и серебряной фольги, минералов, окрашивающих стекло тысячами цветов и оттенков. Благодаря неравномерному окрашиванию кусочков стекла смальта приобретает характерное мерцание и внутреннее свечение, так искусно используемое мастерами мозаики для создания сияющих полотен. Разноцветная смальта не просто идеальна для создания сложных композиций, она еще и долговечна. За более чем две тысячи лет своего существования мозаики из смальты не потеряли свою первоначальную красочность и яркость, чего не скажешь о настенной живописи, которая столь чувствительна к переменам. Именно благодаря прочности материала мы можем сегодня любоваться золотыми мозаиками Сан-Витале (Basilica di San Vitale) – главного храма Равенны.

Это невзрачное с виду, коренастое здание в «примитивном» романском стилена поминает сундучок с драгоценностями. Вошедшие в базилику посетители попадают в особую атмосферу, созданную благодаря льющемуся сквозь арки свету и обволакивающему сферическому пространству храма. Со стен и куполов, словно живые взирают окруженные ангелами святые, византийские правители со свитой и церковные деятели. Вряд ли художникам, создававшим эти образы, выпала удача созерцать ангелов, но вот сделать точный портрет императора Юстиниана, полководца Велисария или епископа Максимиана не составило труда. Не смотря на каноничность и официоз, в изображениях угадываются индивидуальные черты каждого из персонажей мозаики. Обремененный жизненным опытом пожилой мужчина устало смотрит исподлобья. В то время как молодой воин из свиты императора явно не понимает всей значимости момента и просто красуется, позируя художнику. Убранная тяжелыми украшениями из жемчуга и драгоценных камней императрица, с несколько надменным выражением лица, напоминает важных, капризных римских матрон. Реалистичность изображения лиц с тонким переходом цветов, игрой света и тени, достигалась благодаря тому, что для их создания использовалась более мелкие кусочки смальты. Так, для изображения броши на груди императрицы использовалось порядка 70 кусочков, в то время как для изображения части лица такой же площади использовалось в два раза больше элементов более мелкой смальты.

Но есть еще одна причина уникальности мозаик базилики Сан-Витале и других религиозных памятников Равенны. Дело в том, что строилась она в те времена, когда христианский канон претерпевал изменения и трансформации, когда одна за другой появлялись различные интерпретации библейских событий и основ христианства как такового. Поэтому не стоит удивляться тому, что изображенныйна центральной мозаике безбородый молодой человек, восседающий на голубой сфере, не кто иной, как Иисус, которого мы привыкли видеть вполне взрослым мужчиной с бородой. Разгадка кроется в том, что Равенна, до того, как перейти к византийцам, была под управлением остготских королей, которые исповедовали арианство – одно из раннехристианских течений. Не будем вдаваться в теологические подробности, скажем лишь, что в представлении ариан Христос был сотворен Богом, но не был единой с Ним сущностью. Отсюда более «человечное» изображение Иисуса на мозаиках арианских храмов в Равенне. Например, в баптистерии базилики Сан-Витале Христос предстает подростком, крестившимся в юном возрасте в компании Иоанна Крестителя и духа реки Евфрат. Или же Иисус выступает в роли воина, похожего на римского легионера, попирающего льва и гидру (символы зла у арианцев), как это представлено на мозаике в Архиепископском музее.

Чтобы завершить представление о том, до каких высот искусства доходили мастера мозаики, стоит заглянуть в небольшой кирпичный домик рядом с базиликой Сан-Витале, именуемый Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo di Galla Placidia). На самом деле эта дама – дочь императора Феодосия – не похоронена в этом мавзолее. Предполагают, что это строение было молельней, которую посещала Галла Плацидия. Нельзя описать восхищение, которое испытываешь от созерцания покрытых мозаикой куполов, изображающей бескрайнее глубокое ночное небо, усыпанное тысячами мерцающих золотом звезд. Роскошные гирлянды из виноградных листьев обвивают своды арок. Дикие серны и олени прячутся в зарослях кустарников. Изображение святого Лаврентия, готовящегося к мученической смерти на костре,  или юного Иисуса-пастыря, мирно восседающего среди пасущихся на зеленом поле овец – все это шедевры римско-эллинской школы мозаики, поражающей своим реализмом и мастерством.

Если вам кто-то предложит поехать в Равенну, не отказывайтесь, иначе упустите шанс окунуться в глубь веков и насладиться нетленной красотой древнего искусства. И пусть вы не интересуетесь тонкостями христианской символики, красота и виртуозность изображающей её мозаики непременно поразит вас и запомнится надолго. И кто знает, может быть посещение Равенны вдохновит вас на перемены в вашем доме и где-нибудь на стене появится панно из лучезарной смальты, напоминающее про солнечную Италию.