Карфаген. Римские термы на финикийском кладбище.
«В тім городі жила Дидона,
А город звався Карфаген…»
И.П.Котляревский, «Энеида».
Так уж повелось, что наличие древнеримских руин на улицах или в предместьях того или иного города служит своего рода знаком качества, на который так любят ориентироваться туристы и местные гиды. Такой приманкой для поклонников античности стал ныне тунисский, а некогда финикийский «Новый город», который мог бы похвастаться гораздо более любопытными достопримечательностями, если бы не попал в список врагов Древнего Рима, подлежащих безоговорочному и беспощадному уничтожению.
В то время как Гомер слагал свои байки о заварушке между ахейцами и троянцами, к африканскому берегу Средиземного моря прибыла беглая финикийская царевна Элисса, которую на латинский манер позже стали называть Дидона. Хотя побег из родного Тира проходил впопыхах, царственная особа успела прихватить с собой семейные драгоценности, позволившие ей сделать коммерческое предложение одному из ливийских правителей, в чьих владениях она оказалась. На просьбу Элиссы продать участок земли за драгоценный камень, царь Иарбант предложил в буквальном смысле клочок суши, площадь которого в аккурат равнялась размеру шкуры быка. Не уступавшая в хитроумии самому Одиссею царевна приказала своим слугам разрезать шкуру на тоненькие полоски, связать их между собой и окружить ими довольно обширный прибрежный холм. Иарбанту не оставалось ничего другого, как завершить сделку в соответствии с уговором. Такова легенда, повествующая об основании в 814 году до н.э. цитадели на холме Бирса (Byrsa), превратившуюся за пару веков в город-государство Карфаген, не уступавшее в богатстве и величии своему извечному сопернику – Древнему Риму. Оставим для другого случая описание перипетий Пунических войн, развязанных двумя гигантами античной эпохи, но упомянем тот факт, что мир между Римом и Карфагеном был заключён спустя почти две тысяч лет после того, как римляне не просто разрушили Карфаген, но и засыпали его земли солью, чтобы ни одна былинка не смогла прорости и дать надежду на возрождение финикийского города. В 1985 году мэр Рима посетил столицу Туниса (Tunisia), чьим элитным предместьем ныне является Картаж (Carthage), как на французский манер называют Карфаген. В рамках официального визита он наконец-то подписал такой долгожданный, но и такой бесполезный мирный договор.
«Так Молох овладел Карфагеном…»
Г. Флобер. «Саламбо»
Как римляне ни старались избавиться от карфагенского наследия и облагородить «варварский» город в соответствии с канонами римской цивилизации, всё же археологам посчастливилось заполучить кое-какие свидетельства загадочных и мрачных событий, происходивших во времена расцвета пунического государства. В окрестностях небольшого поселения Саламбо, на заросших травой лужайках и в скрытых под землёй катакомбах, едва освещаемых пробивающимися сквозь расщелины лучами солнца, разбросаны покрытые вековым мхом небольшие надгробные камни и стелы. Как и любое кладбище, карфагенский некрополь заставляет понизить голос до шёпота, забыть про шутки и притихнуть в знак уважения к покойникам. Но есть ещё одна сильная эмоция, провоцирующая хаотичный бег мурашек по телу, вставание волос дыбом и образование кома в горле. Возникает она, когда забрёдшие на кладбище любопытствующие узнают, что они созерцают, по одной из гипотез, место принесения в жертву и погребения малышей – первенцев знатных семейств Карфагена. Факт человеческих жертвоприношений в древнем мире особо не шокирует, ведь и в наши дни кое-где практикуется ритуальный каннибализм. Но мысль о том, что в жертву приносились не пленённые враги или добровольцы из рядов юных девственниц, а новорождённые дети, не давала покоя соседям карфагенян, обвинявших последних в варварстве и чрезмерной жестокости. В обнаруженном в 20-х годах прошлого столетия захоронении было найдено около двадцати тысяч погребальных урн с кремированными останками животных и младенцев – недоношенных, новорождённых и едва достигших полуторагодовалого возраста. Начитавшись античных страшилок, написанных явно недолюбливающими карфагенян римлянами и греками, учёные предположили, что в лихую годину жители Карфагена заживо сжигали детей, принося их в жертву своему главному богу Баалу и его спутнице Танит. Косвенным подтверждением тому были соответствующие надгробные надписи, прославляющие «кровожадных» богов. Даже само наименование, данное учёными некрополю, отображает его мрачное происхождение. Тофет – это ритуальное место, расположенное недалеко от Иерусалима, где, согласно авторам Библии стоял идол другого семитского кровожадного божества – Молоха, тешившего своё тщеславие запахом дыма сжигаемых в его чреве детей и их предсмертным криком. По другой версии «молохом» назывался сам обряд жертвоприношения малышей. Но, как заведено среди историков, до сих пор не существует единого мнения о назначении карфагенского Тофета. Многие из них считают, что «в жертву» приносились умершие естественной смертью дети и обнаруженное захоронение является не чем иным, как обычным детским кладбищем, ведь на останках не было обнаружено следов насильственной смерти. А нанесённые на надгробия символы и изображения финикийских божеств имеют право на существование не менее, чем изображения крестов или ангелов на могилах христианских кладбищ.
«А кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен!»
Марк Порций Катон Старший
Умудрённый опытом сенатор, проевший своим коллегам плешь по поводу разрушения Карфагена, вероятно, и не подозревал, что спустя два десятка лет после уничтожения вражеского города, римскими властями будет предпринята первая попытка его восстановления. Хотя она не увенчалась успехом, идея воспользоваться удачным для торговли расположением поселения, в котором всё ещё теплилась какая-то жизнь, не покидала головы правителей метрополии. Благодаря усилиям Гая Юлия Цезаря и особенно его преемника Октавиана Августа «Новый город» вновь предстал во всей красе и роскоши перед глазами изумлённых жителей и гостей, как в старые добрые времена.
При новой власти сердцем города оставался холм Бирса и его склоны. Лишившись своей верхушки, которая была благополучно срыта, эта часть Юлии Карфагенской, как римляне нарекли восстановленный город, превратилась в довольно широкое пространство с прямыми, перпендикулярно пересекающимися улицами. Они стали настоящим «ристалищем», на котором приехавшие из Рима богачи состязались за право называться хозяином самой роскошной виллы. По одной из таких улиц и сегодня можно прогуляться, отправившись на соседний холм Одеон (Odeon). Стоит лишь свернуть с гравийной дорожки, окружающей археологический парк, и ваша стопа коснётся булыжника, положенного рукой жителя Карфагена пару тысяч лет назад. Сквозь подогнанные друг к другу камни разного размера и формы пробивается выжженная африканским солнцем трава. Вдоль улицы тянутся выложенные особой кладкой стены некогда многоэтажных домов. То здесь, то там встречаются одиноко возвышающиеся колонны и примостившиеся на остатках стен украшенные изящной резьбой капители. Усаженная стройными кипарисами и пальмами улица ведёт к уютной вилле, в которой некогда кипела жизнь весьма обеспеченного семейства. Кажется, что всё в этом особняке было предназначено не просто для жизни, но для приятного времяпрепровождения. Очаровательный сад стал «приютом» для павлинов, петухов, уток, фазанов, горлиц и других птичек и зверушек, застывших на ковре искусной мозаики, изображающей экзотический животный мир южных краёв. Сад окружён украшенной статуями галереей, чьи своды поддерживаются колоннами из розового мрамора. Не менее нарядными были частные покои владельца виллы, залы для разгульных симпозиумов и снимающие накопившееся напряжение «тяжёлой жизни» римского патриция термы.
Переходивший из рук в руки Карфаген всё ещё хранит в своих недрах немало древних сокровищ. Нам остаётся надеяться, что они будут найдены археологами, вот уже второе столетие подряд копошащимися в тунисской земле.